Иностранцам, которые въезжают на территорию РФ, необходимо, чтобы при себе была «Зеленая карта» в Россию. Документ обязательно нужно оформить заранее, чтобы не попасть в неприятную ситуацию не только на дороге, но и во время пересечения государственной границы.
Некоторые особенности «Зеленой карты» в России
Так выглядит зеленая карта на автомобиль.
Поскольку Россия с 2009 года вступила в программу «Зеленая карта», иностранцы, следующие через границу на автомобиле, могут оформить этот документ заранее. Бланк зеленого цвета (отсюда и название) с водяными знаками и металлизированной полоской упрощает порядок действий в случае аварии. Кроме того, наличие этого полиса освобождает от необходимости покупать страховку ОСАГО на въезд в РФ.
Для справки! «Зеленая карта» – это упрощенное и унифицированное страхование гражданской ответственности за пределами стран-участник этой программы, международная карта страхования автомобилей.
В странах Евросоюза (ЕС), например, в Польше, некоторые страховщики своим постоянным клиентам выдают «Зеленую карту» бесплатно. По ней можно получить страховое возмещение на территории ЕС, но на территории России (а также других стран СНГ) этот полис может оказаться недействительным, страховые выплаты в случае ДТП по нему не получить. Поэтому иностранным гражданам необходимо уточнять географию действия полученной ими грин-карты.
Выше указанная защита – водяные знаки и полоска – определяют порядок получения «Зеленой карты» на автомобиль в Россию, а именно:
Распечатать на домашнем принтере не получится, такой полис не будет признан действительным. Альтернатива этому документу – российское ОСАГО для иностранцев. Договор оформляется, если не резидент не успел купить «Зеленую карту» в Россию до пересечения границы или ее срок действия закончился, а выезд из страны отложен.
Для справки! Грин-карта для иностранцев может оформляться на минимальный срок в 15 дней, максимальный – 1 год.
Обязанность страховать гражданскую ответственность на любое транспортное средство предусмотрена Законом №40-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт регламентирует обязательное страхование не только резидентов, но и граждан иностранных государств, которые въехали в РФ на автомобиле (п.1 ст.4).
Штраф в России за отсутствие «Зеленой карты»
За отсутствие полиса сотрудники ДПС могут выписать штраф.
Штраф в России за отсутствие «Зеленой карты» предусмотрен Кодексом об административной ответственности (КоАП). При этом различается два случая нарушения законодательства, а именно:
Сотрудник автодорожной полиции вправе потребовать от водителя представить на проверку не только водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или паспорт на автомобиль (ПТС), но и страховой полис. Для россиян – это ОСАГО, для иностранных граждан – «Зеленая карта» или ОСАГО.
В ст.12.37 КоАП предусмотрено наказание в виде штрафа за отсутствие у водителя страхового полиса, если последний оформлен. Размер штрафа – 500 р. Вторым пунктом этой статьи предусмотрен штраф 800 р. за неоформленную страховку.
Нередко водитель может столкнуться с тем, что сотрудники автодорожной полиции намеренно составляют протокол именно по второму случаю, чтобы повысить стоимость штрафа. Но они рискуют, что в суде протокол будет оспорен полностью, нарушитель не получит никакого наказания. Ему достаточно предъявить в судебное заседание договор страхования с датой заключения, раньше составления протокола. Судья признает акт автодорожной полиции не действительным.
Стоимость «Зеленой карты» в Россию
Цена на «Зеленую карту» меняется ежемесячно.
Отсутствие грин-карты может привести к тому, что в случае ДТП иностранцу придется покрывать убытки за собственный счет. В зависимости от причиненного ущерба финансовые потери могут измеряться суммой, эквивалентной тысячам и десяткам тысяч долларов. Особенно большие издержки, если пострадавших несколько и им требуется дорогостоящее лечение.
Цена «Зеленой карты» в Россию существенно ниже возможных и даже незначительных трат в случае ДТП. Но она не одинакова для всех иностранцев, зависит от следующих факторов:
Например, стоимость «Зеленой карты» в Россию из Белоруссии для легкового автомобиля сроком на год составит 9240 р. Если грин-карта оформляется в Украине — Аналогичные параметры для туриста из Украины – 7221 р. В остальных случаях наблюдается такая же тенденция. «Зеленая карта» из Беларуси в Россию обходится дороже, чем из Украины в РФ.
Контроль за наличием «Зеленой карты» для украинцев
На украинской границе пограничники требуют наличия «Зеленой карты» у выезжающих украинцев.
Это касается стран ближнего зарубежья, правительства которых обязывают пограничников проверять у выезжающих в РФ граждан наличие «Зеленой карты» в Россию. Например, к разработке подобной программы в Украине приступили еще в 2015 году. Но только с 8 февраля 2019 года отработанная система вступила в действие.
Проверка проходит в автоматизированном режиме, пограничники осуществляют проверку, используя Централизованную базу данных Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Туристу запретят выезд, если:
В последнем случае, действия водителя могут расцениваться, как подделка документов. Ему не только запрещается выезд, но против него могут начать уголовное производство.
Аналогичные меры пробуют применять и белорусские пограничники. Причина – по вине как украинцев, так и белорусов, других иностранных граждан, массово приезжающих из ближнего зарубежья на автомобилях, ежегодно на российских дорогах происходят тысячи ДТП.
https://youtube.com/watch?v=gBMlpM0Xbho%3Ffeature%3Doembed
Заключение
Наличие «Зеленой карты» при въезде в Россию на автомобиле, позволяет иностранцу чувствовать себе во время поездки спокойнее и комфортнее. Прежде всего, он страхуется от больших финансовых потерь в случае ДТП. Но и штрафы, которые выписываются сотрудниками ГИБДД, могут если не сильно ударить по карману, то задержать в пути, оставить неприятный осадок на весь день или всю поездку.
С 17 мая белорусские страховые компании перестали оформлять страховки на автомобили для выезда за рубеж. Легко ли теперь автомобилистам, пересекающим границу, застраховать свой автомобиль, и к чему нужно быть готовым? BAR24 проверил на собственном опыте.
23 мая 2023, 9:10
Напомним, с 1 июня этого года взаимоотношения в системе «Зеленая карта» между нашей страной и странами Европейской экономической зоны, Швейцарией, Великобританией и Северной Ирландией прекращаются. Это значит, что договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси и выезжающих в страны Европейской экономической зоны, с этой даты за рубежом действовать не будут.
Наша поездка за границу была запланирована на 19 мая, поэтому мы были уверены, что время купить «зеленую карту» в Беларуси еще есть.
Но внезапно страховщики объявили о том, что последний «вагон» для оформления страховки в нашей стране отправляется 16 мая. И заскочить в него мы не успели. Пришлось ехать на границу без нее, надеясь, что застраховаться мы сможем при выезде в сопредельном пункте пропуска. По крайней мере, о такой возможности говорилось на сайте белорусских страховых компаний.
Границу с Литвой мы пересекали через пункт пропуска Каменный Лог. И, как оказалось, были не единственными, кто выезжал из страны без автостраховки. Так у мужчины, который стоял в очереди перед нами, истек срок действия «зеленой карты». На паспортном контроле он пытался выяснить, как в связи с этим ему быть. Но сотрудники лишь пожимали плечами и советовали обратиться в окошко с надписью «страхование».
– Да там нет никого! Что мне теперь делать? – возмущался мужчина.
Автомобилисты, ожидавшие своей очереди на выезд из Беларуси и въезд в Литву, то и дело спрашивали друг у друга, как теперь можно оформить страховку. Мы тоже подошли к «соседу» по очереди с этим вопросом.
– Наверное, как переедете, у литовцев можно будет, – предположил он.
Но никакой страховой кабинки ни в сопредельном пункте пропуска Мядининкай, ни на выезде из него не оказалось. Это настораживало. Ехать по территории чужой страны без страховки – такая себе перспектива. Во-первых, это дорога, риск попасть в ДТП всегда существует. Во-вторых, если полиция остановит и попросит предъявить документы, можно получить штраф.
Но выбора у нас не было. Проехав несколько сотен метров по территории Литвы, мы свернули на первую попавшуюся заправку, чтобы узнать, где находится ближайшая страховая компания.
– Километра через два слева будет стоянка для грузовиков, попробуйте там спросить, – на ломанном русском посоветовала работница заправки.
Поехали. Стоянка для фур действительно оказалась там, где нам сказали. Вот только никакого пункта страхования там не было.
– Здесь вы страховку нигде не купите, только в Вильнюсе, – ошарашила продавец местного автомагазина. По словам женщины, страховку можно оформить в Maxima (сеть продовольственных магазинов в Литве). Но мы понимали, что не в каждом магазине этой сети будут страховщики, нужно искать крупный торговый объект, а где ближайший, понятия не имели.
В общем, на свой страх и риск мы добрались до Вильнюса, где знакомые подсказали-таки выход. Оказалось, страховку в Литве можно оформить онлайн. Есть даже специальный сайт. Пишешь в Viber или Telegram по указанному номеру, сбрасываешь фото документов на автомобиль и квитанцию об оплате, и тебе присылают страховку в электронном виде. Весь процесс занимает около получаса, а стоит литовская страховка даже дешевле, чем белорусская: 21 евро вместо 30 за 15 дней.
Единственный минус – чтобы оплатить страховку онлайн, нужна банковская карта, по которой такие операции доступны. А в Беларуси сейчас с этим сложно.
Где можно отдохнуть за границей этим летом, рассказали в турфирмах Барановичей
Отменили отсрочку от армии для тех, кто обучается за границей. Какие остались исключения
С 1 июня более 30 стран (члены ЕС, Великобритания и Швейцария) прекратят работу с Беларусью по международной системе страхования гражданской ответственности «Зелёная карта». Журналисты портала Office Life на собственном опыте проверили, какими способами сейчас можно приобрести страховку, во сколько это обойдётся и что нужно делать, чтобы не нарваться на мошенников.
Покупка прямо на границе
Полис теперь можно получить только за рубежом. В Госпогранкомитете пояснили: белорусские пограничники больше не проверяют наличие «Зелёной карты» у наших водителей. Но при этом ГПК не может предоставить информацию о наличии на территории польских и литовских пунктов пропуска павильонов, где доступна покупка такой страховки.
Согласно информации из водительских телеграм-чатов, по состоянию на 23 мая в Литве полис можно оформить в пунктах пропуска «Каменный Лог — Мядининкай», «Котловка — Лаворишкес», «Бенякони — Шальчининкай» и «Привалка — Райгардас». В Латвии и Польше страховки также можно оформить на действующих пограничных пунктах.
Офис страховой компании в ЕС
Белорусский автомобиль можно застраховать в офисах на территории Латвии, Литвы и Польши. Правда, делают это не все компании. Примерный перечень опубликовало Белорусское бюро по транспортному страхованию.
Такой способ подходит прежде всего тем, кто часто бывает за границей или там работает. Можно каждый раз покупать полис в удобном для вас населённом пункте или сразу оформить на длительный срок — полгода или год.
Если же вы находитесь в Беларуси, то можно попросить купить страховку на ваш автомобиль в Литве кого-то из знакомых, кто часто там бывает или проживает. А уже потом они могли бы передать или привезти её вам. Правда, здесь есть вопросы. В некоторых компаниях страховки могут оформить только по оригиналам документов (паспорт, техпаспорт, водительское удостоверение). В приграничных чатах пишут, что есть варианты оформления по копиям, но подтвердить этот факт журналистам не удалось.
Покупка полиса онлайн
Сертификаты в Европе можно продавать удалённо, пересылать через интернет и распечатывать. Необходимо следовать стандарту: цвет шрифта — только чёрный, бумага — белая или зелёная, размер — от А6 до А4.
Для оформления такого полиса нужно прислать в страховую компанию фото или сканы документов: техпаспорта на автомобиль с двух сторон, копии страниц паспорта, водительское удостоверение. Обычно страховщики также требуют некоторую дополнительную информацию: водительский стаж, вид топлива и объём двигателя автомобиля, адрес и контакты лица, запрашивающего страховку, и т. д.
Однако оформлять удалённые страховки для белорусских автомобилей готова только одна страна — Греция. При этом клиенту самому нужно найти компанию, которая согласна работать с белорусами. А также решить проблему оплаты. Даже если вы имеете валютный счёт в банке, не подпавшем под санкции, и ваша карта прекрасно работала в Европе во время отпуска, это ничего не значит. Ведь в данном случае перевести деньги нужно будет юридическому лицу.
Кроме того, во многих странах полисы значительно дороже, чем в Литве и Польше. Так, в той же Греции «Зелёная карта» на 30 дней стоит €180. В Словакии — €130, в Эстонии — €155, в Финляндии — €180, а в Венгрии вообще больше €240.
Покупка через посредника
Сейчас в приграничных телеграм-чатах масса предложений о продаже полисов «Зелёная карта» онлайн — обещают выслать готовый документ в pdf-формате прямо вам на электронную почту. После оплаты, разумеется.
К сожалению, надёжного способа проверить, реально действующую страховку вы в итоге получите или «пустышку», нет. К тому же иногда вызывают сомнения предлагаемые способы внесения средств. Например, портал в качестве эксперимента попросил одного из посредников прислать реквизиты для оплаты. Это оказался счёт физического лица с украинской фамилией в банке Брюсселя. А бывают вообще запутанные схемы — от сложных транзакций на европейские карты до платежей через российские (!) банки.
Варианты покупки «зелёного полиса» онлайн и в офисах зарубежных компаний для белорусов в основном являются «экзотическими». Они подходят наверняка лишь тем, кто часто бывает в ЕС сам или имеет доступ к денежным счетам в Европе, что позволяет легко осуществлять платежи в любой стране. Связываться же с посредниками (если это не ваши хорошие знакомые) издание не советует.
Пока же большинству лучше покупать страховки на границе, считает портал. Возможно, со временем, когда система будет налажена, появятся более удобные варианты.
Подписывайтесь на наши новости в Telegram
Недавно стало известно, что страны Европы прекращают сотрудничество с бюро «Зелёная карта» России и Беларуси. Что это значит для путешественников, рассказывает портал Office Life.
«Зелёная карта» — международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Она гарантирует возмещение ущерба пострадавшей стороне в случае ДТП на территории страны, входящей в систему. В «Зелёной карте» 48 стран. Беларусь вступила в неё в 2003 году.
Владелец ТС при выезде из Беларуси в страны, входящие в систему «Зелёная карта», должен приобрести страховой сертификат, который подтверждает, что его ответственность застрахована, и предъявить его в пункте пропуска на государственной границе. Сертификат действует во всех странах, входящих в систему. Перечень государств, на которые распространяется действие договора «Зелёная карта», указан в страховом сертификате.
Пока что выехать за границу белорусам можно по старым правилам, описанным выше. Несмотря на то что автостраховщики из Европы расторгли договоры с белорусскими коллегами, в один миг всё не заканчивается. Срок действия обязательств по взаимному признанию «Зелёной карты» истечёт 31 мая 2023 года в 23:59 по центральноевропейскому времени.
— Это значит, что с 1 июня 2023 года в 29 странах ЕЭЗ, а также в Швейцарии, Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, которые официально уведомили о расторжении двустороннего соглашения, прекращается взаимное признание договоров «Зелёная карта», — пояснили журналистам в Белорусском бюро по транспортному страхованию (ББТС).
Таким образом, купленные страховки всё ещё работают.
— На данный момент заключённые ранее договоры «Зелёная карта» имеют силу в пределах их срока действия, — говорят в ББТС.
Кроме того, почти год белорусы могут путешествовать на машине по Европе, как раньше. До мая 2023-го можно оформить страховку на прежних условиях, только срок действия её будет ограничен.
Как указано выше, 1 июня 2023 года — единая официальная дата окончания признания договоров «Зелёная карта». Это значит, что до наступления установленного срока возможность въезда в вышеперечисленные страны сохраняется на прежних условиях, если не будут приняты иные решения.
Что делать с 1 июня 2023 года? Пока никто не может сказать, как будет оформляться страхование ответственности за границей, сколько это будет стоить и каким окажется порядок возмещения вреда. В ББТС рассчитывают, что к лету 2023-го будут разработаны все документы, регулирующие эти вопросы.
Кстати, для страхового рынка «удельный вес» «Зелёной карты» внушительный: по данным белорусского бюро, в объёме страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности суммы по договорам «Зелёная карта» составляют 21,8%.
— Обычно мы всё узнаем в самый последний момент, — признаётся сотрудник страховой компании. — Пока договоры действуют — и хорошо. Можно допустить, что расценки в иностранных страховых через год будут соизмеримы с нынешними. В отношении владельцев иностранных ТС, которые въезжают на территорию Беларуси, полис сроком до 15 дней стоит €17, на месяц — €25. Это меньше, чем «Зелёная карта» (на 15 дней — €30, на месяц — €50). Это в случае, если автомобилист посещает одну страну. Транзитный проезд автоматически становится невыгодным.
— Можно предположить, что договоры страхования придётся заключать сразу после пересечения границы, как много лет назад, — говорит перегонщик автомобилей со стажем Евгений. — Въехал на территорию Польши, подошёл к специальной будке — пани Ядвига выписала тебе полис. И так в каждой стране. В принципе, на границах стран ЕС и сейчас есть крупные логистические центры с полным спектром услуг. И услуги страхования иностранных транспортных средств на территории Польши тоже есть: 145 злотых — на месяц (примерно 83,6 рубля по состоянию на 21 июня), 910 злотых — на год (около 525 рублей). Прибыльная ниша будет занята в любом случае. Беспокоит другое: сегодня водители обязаны предъявлять полис «Зелёная карта» при выезде из страны — не начнут ли с нас брать за страховку и те и другие?
— Скорее всего, удобства в плане страховки станет меньше, но ничего катастрофического не произойдёт, — рассуждает Олег (в середине 1990-х он часто ездил в Польшу и даже попал там в ДТП). — Мы тогда, успешно продав на рынке в Варшаве прицеп «Зубрёнок», ехали домой, укомплектованные видеомагнитофоном и жевательными резинками. Недалеко от польско-белорусской границы в наши «Жигули Копейку» врезался пьяный поляк на Fiat. Он успел скрыться, а мы вызвали полицию, обратились за медпомощью — мне наложили несколько швов на голове. Виновного нашли на следующий день. Мы даже не подозревали, что можем получить компенсацию. Хорошо, что водитель в очереди на границе подсказал. Вернулись, взяли данные о ДТП в полиции, нашли СТО, которая выписала нам счёт на ремонт, не забыв про свои 20%, подали документы в страховую. Три дня жили в машине, проели всё, что было, но $1 000 в итоге получили. По тем временам — вообще отлично!
По нынешним меркам год — значительный срок, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие событий, замечает портал. При пессимистичном сценарии нас ожидает возврат к системе страхования, действовавшей до вступления Беларуси в систему «Зелёная карта». То есть за границу поехать на машине будет можно, если вдруг случится ДТП, возмещение белорусы как-то получат. А насколько это будет удобно — другой вопрос.
Читайте и подписывайтесь на наши новости в Yandex. Zen и Telegram
Об основных изменениях, касающихся техосмотра, напоминает агентство «Минск-Новости». Кроме того, журналисты подсказывают, как можно сэкономить время на прохождении процедуры.
Нет катализатора — нет «дозвола». Как водители проходят техосмотр по новым правилам
Требования при техосмотре
Относительная разность тормозных сил колёс теперь не более 25% для осей с барабанными тормозами и 20% — с дисковыми, тогда как ранее допускалось 30%.
В фарах ближнего света, в том числе в световой части светового пучка, проверяется сила, дальнего — максимальная сила. Смягчены требования к регулировке фар ближнего света и противотуманных.
Об этих и других новшествах подробнее можно прочитать здесь.
Действие сертификата на допуск ТС к участию в движении
Аварийный знак по ГОСТу. Простые детали, из-за которых вы не пройдёте техосмотр
В разрешении на участие транспортного средства в движении прежде указывали лишь месяц, теперь — точную дату, до которой этот документ действует. Сертификат считается подлинным ровно год.
Штраф за отсутствие техосмотра
На дорогах с конца 2022 года функционируют камеры, фиксирующие отсутствие «дозвола» у авто. «Письмо счастья» может быть отправлено и тому, у кого нет разрешения на допуск к участию в дорожном движении.
Предупреждение выносится автовладельцам, замеченным за нарушением впервые. Повторно выписывается штраф в размере 0,5 базовой величины (18,5 рубля на данный момент).
Без подголовника «дозвола» не будет! Как проходят техосмотр в регионах
Как сэкономить время
На процедуру можно записаться заранее — например, на сайте «Белтехосмотра». Это позволит избежать очередей: автолюбитель сразу приедет на проверку.
Соглашение о международной системе страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта» устанавливает обязанность стран-участниц контролировать наличие действительных страховых полисов автогражданской ответственности. В преддверии отпускной пары автовладельцам важно вспомнить требования страхового законодательства.
В 1949 году международная конференция автостраховщиков в Лондоне приняла рекомендации Экономического и Социального совета ООН и официально основала Совет Бюро автостраховщиков с штаб-квартирой в Лондоне.
В 1951 году состоялось первое официальное собрание Совета Бюро, участники которого одобрили модель Соглашения между национальными бюро стран — участниц системы и приняли единые стандарты «Зеленой карты».
Соглашение о «Зеленой карте» вступило в силу с 01.01.1953. Согласно ему страховой полис автогражданской ответственности, выданный в любой стране — участнице, действителен на территории другой страны — участницы.
В систему входит около 50 стран. Одна из ее участниц — Республика Беларусь.
Таким образом, Соглашение ставило целью упростить порядок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае пребывания за рубежом.
Согласно п. 1 и 2 приложения 1 к Сводной резолюции об облегчении международных автоперевозок (СР.4), принятой Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, в каждой стране правительство официально признает одну-единственную организацию, создаваемую уполномоченными страховщиками в качестве национального страхового бюро.
Согласно п. 4 данной Резолюции «Зеленая карта», действительная для посещаемой страны, свидетельствует о наличии страхового покрытия ответственности перед третьими лицами в случае ДТП, причиной которого стал водитель, проезжающий через страну. Такое страхование является обязательным.
С этой целью страны — участницы соглашения обязались контролировать наличие договора обязательного страхования «Зеленая карта» либо договора внутреннего обязательного страхования гражданской ответственности у всех прибывающих в страну и находящихся в стране автовладельцев. В Республике Беларусь такие функции в пределах компетенции выполняет Госпогранкомитет, ГАИ, Транспортная инспекция .
В соответствии с п. 4.2 Устава Совета Международной ассоциации национальных бюро страхования автотранспортных средств (Совета Бюро автостраховщиков) в стране Бюро, подающей заявку на вступление в ассоциацию, должен действовать закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.
В Республике Беларусь, как участнице ассоциации, подобный договор обязаны заключить все автовладельцы .
При выезде транспортного средства, зарегистрированного за границей, за пределы Республики Беларусь водитель обязан предъявить в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь страховой полис (страховое свидетельство, страховой сертификат, действительный на территории Республики Беларусь) .
Если транспортное средство используется в дорожном движении на территории Республики Беларусь без заключения договора страхования или дольше срока его действия, водитель привлекается к административной ответственности. При этом договор страхования не заключается.
Административную ответственность за подобное нарушение предусматривает п. 4 ст. 18.20 КоАП. В частности, участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности влечет штраф в размере
от 10 до 20 базовых величин. На сегодня это от 245 до 490 руб.
В случае выезда в государства — члены системы «Зеленая карта» транспортного средства, зарегистрированного в Республике Беларусь, водитель обязан предъявить в пункте пропуска через Государственную границу должностному лицу территориального органа пограничной службы страховой сертификат, выданный белорусским страховщиком и действительный в этих государствах.
При отсутствии страхового сертификата и отказе водителя заключить договор страхования «Зеленая карта» с белорусским страховщиком транспортное средство с территории Республики Беларусь не выпускается.
Административная ответственность водителя в этом случае не предусматривается. На территории нашей страны зарегистрированные в ней автомобили используются при наличии не «Зеленой карты», а договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Вместе с тем, если автомобиль все же выедет за пределы Республики Беларусь без такого договора либо срок его действия закончится во время нахождения за пределами Республики Беларусь и водитель не приобретет новую «Зеленую карту», схожие меры ответственности применят к нему и за рубежом.
В Польше функции контроля в рассматриваемой сфере Закон от 22.05.2003 «Об обязательном страховании, Фонде страховых гарантий, Польском бюро страховщиков» (далее — Закон Польши) возложил на Пограничную таможенную службу, Дорожную полицию, Транспортную инспекцию, Фонд страховых гарантий, Инспекцию охраны окружающей среды и иные органы, уполномоченные контролировать дорожное движение. При этом размеры санкций, установленные ст. 88 Закона Польши, отличаются от белорусских в несколько раз.
Так, в случае нарушения штраф составит:
— для легковых автомобилей — 2 минимальных размера оплаты труда Республики Польша;
— грузовых автомобилей и автобусов — 3 минимальных размера;
— иных автомобилей — 1/3 минимального размера.
Размер штрафа зависит от длительности отсутствия у автовладельца договора «Зеленой карты». В частности, при просрочке:
— до 3 дней — уплачивается 20% полного размера штрафа;
— от 4 до 14 дней — 50% штрафа;
— свыше 14 дней — 100% штрафа.
Вместе с тем штраф могут уменьшить лишь дорожные службы при выявлении нарушения в процессе движения, а не пограничные и таможенные службы в момент выезда из Республики Польша . При выявлении же нарушения таможенными и пограничными службами Польши при выезде из Республики Польша штраф придется уплатить на месте в полном размере.
Правда, часть штрафа могут вернуть по письменному заявлению автовладельца, адресованному в Фонд страховых гарантий Республики Польша. К письменному заявлению необходимо приложить оригинал экземпляра «Зеленой карты», чтобы на основании ее сроков можно было сделать вывод о наличии страховки и периоде ее просрочки.
Штраф могут вернуть и в полном размере, если автовладелец заключил, но не имел с собой договора «Зеленая карта», срок действия которого включал весь период нахождения в Польше . Подобная возможность актуальна, если автовладелец потерял «Зеленую карту» или перезаключил договор на новый срок на следующий день после истечения срока действия предыдущей «Зеленой карты» и в этот же день попал под контроль.
Кроме того, согласно ст. 94 Закона Польши Фонд страховых гарантий по заявлению автовладельца вправе уменьшить сумму штрафа, учитывая исключительно трудную материальную, имущественную или жизненную ситуацию обязанного лица. Фонд может освободить от уплаты штрафа в полном размере либо в части, а также предоставить льготу по уплате.
Механизм контроля в Польше схож с белорусским. Так, согласно ст. 89 Закона Польши, если лицо, управляющее автотранспортом, зарегистрированным за пределами Польши, при въезде на ее территорию не представит «Зеленую карту», пограничные или таможенные органы не позволят этому транспортному средству пересечь границу. Исключение составит ситуация, когда владелец автомобиля приобретет «Зеленую карту» прямо на границе.
Если водитель иностранного транспортного средства, покидая территорию Польши, не представит документ о заключении договора страхования, действительный включительно до дня выезда, пограничный или таможенный контроль не позволит пересечь данному автомобилю границу без штрафа (таблица). В случае отсутствия денежных средств водителю придется оставить автомобиль на хранении на границе.
Размеры штрафов в Польше за отсутствие «Зеленой карты» в 2018 году
Водитель иностранного транспортного средства в ходе проверок на территории Польши обязан представить уполномоченному органу документ, подтверждающий заключение перед проверкой договора страхования «Зеленая карта». Если этого не сделать, регистрационное свидетельство вернут только при условии уплаты штрафа и представления заключенного договора «Зеленая карта».
В соответствии со ст. 11 приложения 1 к вышеупомянутой Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок (СР.4) в каждой стране, правительство которой приняло эту Рекомендацию, «Зеленая карта», составленная в соответствии с одним из образцов, признается без выполнения других формальностей. Не потребуется также уплачивать какие-либо сборы в качестве доказательства факта страхования, отвечающего законодательству этой страны об обязательном страховании автогражданской ответственности перед третьими лицами.
В силу п. 7.4 Внутреннего регламента Совета Бюро все «Зеленые карты» считаются действительными по крайней мере в течение 15 дней с даты начала их действия. В случае если у карты меньший период действия, Бюро, которое санкционировало ее выдачу, должно гарантировать страховое покрытие на срок 15 дней от начала ее действия. В форме бланка страхового сертификата, удостоверяющего заключение договора страхования «Зеленая карта», в качестве начала срока действия указывается только конкретный календарный день. Время суток в полисе не указывается .
В завершение напомним: выезжая за рубеж, следует учитывать все возможные риски. Принимайте решение о длительности страхового покрытия с учетом как длительности поездки, так и различных форс-мажорных обстоятельств.
Кроме того, исходя из лимитов страхового покрытия, установленных в стране будущего пребывания, целесообразно задуматься о наличии, помимо «Зеленой карты», еще и дополнительного договора добровольного страхования транспортного средства.
Узнали, как застраховать авто после отмены “Зеленой карты” при выезде в Евросоюз и сколько это стоит.
С 1 июня 2023 для белорусов перестанет действовать “Зеленая карта”. Такое решение в качестве санкции уже давно приняло главное бюро в Лондоне на фоне ситуации в Украине.
Единый страховой сертификат, оформленный в Беларуси, позволял нашим автомобилистам свободно перемещаться по странам Европейской экономической зоны (ЕС, Швейцария и Великобритания).
Белорусские страховые перестали делать “Зеленую карту” с 17 мая, поскольку минимальный период действия составлял 15 дней. Теперь владельцы белорусских транспортных средств при пересечении границы с Евросоюзом должны будут заключать договор пограничного страхования.
Журналист Tochka.by оценил, сколько может стоить автостраховка, прежде всего, на границе с Польшей и Литвой. Пока она дешевле “Зеленой карты”. Но легко ли ее оформить?
Можно ли оформить автостраховку дистанционно
Застраховать автомобиль с белорусскими номерами заранее онлайн нельзя. Это в созданном для клиентов чате подтвердила страховой агент, работающая в Белостоке. Она сослалась на письмо регулятора, в котором подчеркивалось, что “за этим будут следить”.
В частности, для оформления польского OC Graniczna обязательно необходимы оригиналы документов и личное присутствие автовладельца.
Один из пользователей чата отметил, что ему хватило распечатки на погранпереходе в Бресте. Но это было полтора месяца назад, когда “Зеленая карта” еще работала. Поэтому белорус рекомендует все же пересекать границу с документом на руках, чтобы решение вопроса не зависело от благосклонности пограничников, которые будут работать в конкретный день.
Что такое страховка OC Graniczne
OC Graniczne – это краткосрочное автострахование в Польше для водителей, чье транспортное средство зарегистрировано за пределами Европейского союза.
Такую страховку можно оформить на срок от 30 дней до года, а затем постоянно продлевать. Действует она на тех же условиях, то есть иностранный водитель при ДТП получит компенсацию и не будет возмещать ущерб, причиненный другому автомобилю.
Сколько стоит ОС Graniczne
По состоянию на март 2023 года стоимость страховки OC Graniczne на 30 дней начиналась от 150 злотых (33 евро). Примерно во столько же (30 евро в эквиваленте) обходилась “Зеленая карта” в Беларуси, но на 15 дней, на месяц она стоила 50 евро.
Журналист Tochka.by поговорил с белорусом, у которого автомобиль имеет польскую регистрацию. Ему страховка на 30 дней минувшей осенью обошлась вдвое дешевле – 75 злотых (16,5 евро).
Стоимость определяется индивидуально страховой компанией. Итоговая цена может зависеть от совокупности факторов: возраст автомобиля, объем двигателя, количество предыдущих владельцев, стажа вождения и так далее.
Страховой агент попросила участников чата не спрашивать ее, сколько может стоить страховой полис на границе после 1 июня. Судя по всему, цену сформирует рынок.
С одной стороны, высокий спрос способен повлиять на разницу цен на границе и внутри Польши, как это происходит, например, с обменниками во многих странах.
С другой – большая конкуренция и борьба за автомобилистов может потянуть ценник вниз. Кроме того, у посредника (страхового агента) стоимость изначально может быть меньше, поскольку страховые компании делают для него скидки за бумажную волокиту и привод сразу большого числа клиентов. Такое в Польше характерно, например, для медицинского страхования.
Что будет, если ездить без страховки
Размеры штрафов за езду без страховки в Польше привязаны к минимальной зарплате, которая в 2023 году поднимется дважды.
До июля для легкового транспорта штраф за отсутствие автостраховки в пределах трех дней составит 1400 злотых (308 евро). Более двух недель – 6980 злотых (1530 евро). Во втором полугодии цифры станут еще выше.
Оформляют ли страховки на границе с Литвой
Ситуация на границе Беларуси с Литвой несколько проще. Многие отправляются в северную страну-соседку. Но учитывая, что Варшава на фоне всего оставила открытым только один пункт пропуска (“Тересполь” – “Брест”), наши автомобилисты часто едут в Польшу и другие страны ЕС через Литву.
В одном тематическом паблике появились сведения, что без возможности купить страховку в пункте пропуска литовские пограничники возвращают белорусских автомобилистов, в том числе тех, кто оформил сертификат онлайн.
“В «Лоше» не пропускали. Ни по копии, ни по фото. Всех на разворот”, – написал участник чата.
В Telegram-канале “Граница Беларусь-Польша-Литва” сообщается, что с 18 мая в пункте пропуска “Брест” – “Тересполь” страховки на самой границе не оформляют решением коменданта. Без них автомобили разворачивают.
А вот при въезде в Литву застраховать авто можно при пересечении границы через “Каменный Лог” – “Мядининкай”, “Котловку” – “Лаворишкес”, “Бенякони” – “Шальчининкай”, “Привалку” – “Райгардас”.
На границе с Латвией это возможно в пункте пропуска “Григоровщина” – “Патерниеки”.
По последним данным, страховка для легковушек на белорусских номерах в Литве все еще стоит 25 евро на 15 дней и 35 евро – на месяц. В Латвии придется заплатить 100 евро за 30 дней.
Хорошая новость заключается в том, что страновые страховки действуют во всех государствах Евросоюза. Соответственно, купив на границе минимальную, можно добраться до места назначения, а затем оформить более долгосрочный сертификат.
Нужна ли “Зеленая карта” в Россию
Белорусская “Зеленая карта” продолжит действовать в Азербайджане, Турции и России. Также они будут действительны в европейских странах, не входящих в Евросоюз (кроме Великобритании и Швейцарии): Албания, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Северная Македония. Но понятно, что без проезда через Литву или Польшу в эти государства не попасть.
С Россией – отдельная история. Разговоры о единой “автогражданке” на территории Союзного государства ведутся уже давно. Появлялась информация, что общий полис могут ввести с 2023-го, потом речь шла о середине этого года. Но пока все по-прежнему.