По аналогии с российской системой ОСАГО работает и международная система «Зеленая карта». По таким полисам можно въезжать в другие страны, при этом ответственность водителя застрахована. Увы, от санкций пострадала и эта система. Зеленая карта с 1 июня 2023 года для России будет работать в ограниченном режиме. Что именно поменяется – рассказываем в нашей новой статье.
Страхование автогражданской ответственности давно доказало свою эффективность во всех странах, где оно применяется. Создание обязательных международных сертификатов призвано урегулировать ситуации, когда участниками ДТП становятся иностранцы. Для россиян, посещающих Беларусь, цена Зеленой карты небольшая. Рисковать из-за этой суммы не стоит. Соблюдение закона в конечном счете оказывается выгоднее, а уверенность и спокойствие помогут получить только позитивные впечатления от поездки.
Термин «Зеленая карта» хорошо известен тем, кто увлекается путешествиями на автомобиле. Это название страхового сертификата, международного аналога ОСАГО, а также договора 48 государств о признании его действия в своих границах. Подписали документ все страны Европы, Турция, Израиль, Марокко, Иран, Тунис и Азербайджан. Республика Беларусь и РФ заключили в 2006 году соглашение, предоставляющее гражданам двух стран равные права на свободу передвижения по территориям обоих государств. В связи с этим может возникнуть вопрос, нужна ли Грин карта в Беларусь для россиян.
Почему Зеленая карта отменяется с 1 июня 2023 года
Россия присоединилась к системе относительно недавно – с 1 января 2009 года. С того момента выданные в России карты действовали в ЕС и наоборот, а российскую часть представлял РСА от лица 12 страховых компаний. Но 26 мая 2022 года ведомство сообщило, что международные договоренности по поводу автогражданской ответственности, заключенные с Беларусью и Россией разорваны, и в связи с этим полисы Зеленой карты после 1 июня 2023 года, выданные в РФ, прекращают свое действие:
Судя по всему, решение было принято на уровне ЕС, затем его подтвердили национальные бюро стран, входящих в него (в том числе Швейцарии). Официальная причина – специальная военная операция.
Уже с 1 июня 2023 года авто с купленными в России Зелеными картами не смогут въехать в страны Евросоюза и Швейцарию. Также это актуально и для встречного направления – водители из Европы не смогут въехать в РФ и Беларусь, имея лишь европейскую Зеленую карту.
При этом не важно, Зеленая карта заканчивается 1 июня 2023 года или позже, документ в любом случае теряет силу с наступлением лета – даже если срок окончания его действия еще не подошел к концу.
В Беларуси водителю-иностранцу, не оформившему вовремя положенную международную страховку, грозит серьезное наказание. Штраф за отсутствие Зеленой карты в пересчете на российскую валюту составляет от 14000 до 16000 руб. Для сравнения: в РФ санкция за езду без ОСАГО или Грин карты составит 800 руб. Проверять наличие необходимых документов белорусские автоинспекторы могут в любом месте, а не только на стационарных пунктах, которых у них очень мало. Помимо штрафа, автовладелец может быть подвергнут высылке из страны, а также внесен в черный список. Учитывая, что Беларусь в последнее время активно сотрудничает по многим вопросам с ЕС, у нерадивого водителя появляется реальная возможность оказаться в базах нарушений европейских стран.
Самые серьезные проблемы возникают у виновников ДТП, не оформивших сертификат. Участники соглашения самостоятельно определяют лимит возмещения. Российские полисы обеспечивают максимальные выплаты в 7148 € на каждого пострадавшего и 5718 € на транспортное средство. Без страховки виновнику ДТП придется возмещать ущерб здоровью и имуществу самостоятельно на основании судебных исков.
Что такое Зеленая карта и зачем она нужна
Уже много лет у любого автомобиля на дороге в России должен быть полис ОСАГО – по нему страховая компания выплачивает ущерб потерпевшей стороне в случае ДТП. Но этот полис действует только внутри РФ и ущерб выплачивает исключительно российский страховщик.
Для поездок за границу есть аналог – Зеленая карта (не путать с Green Card – документом о праве на трудоустройство в США). Это международный полис страхования автогражданской ответственности, он обязательно нужен для автомобильных поездок в страны ЕС, а также в не входящую в него Швейцарию. Такой документ подтверждает то, что ответственность автомобилиста застрахована.
Основная задача Зеленой карты – защитить пострадавших в случае аварии, и работает она в обе стороны:
Так как ущерб при ДТП может быть внушительным, наличие страхового полиса в обязательном порядке проверяется на границе таможенными органами.
В случае если автомобилист пересечет границу без такой страховки или срок ее действия завершится в стране, ему придется не только купить полис, но и оплатить крупный штраф. Как правило, купить Зеленую карту можно недалеко от границы – до выезда за пределы страны.
Оформление картыВопросы и ответыПутешествия в БелоруссиюДокументыЧто влияет на стоимость Зеленой карты? Что влияет на стоимость Зеленой карты? Тип транспортного средстваСрок, на который вы выезжаете за границу (от 15 дней до 1 года)Страны, которые вы планируете посетить Если вы намерены поехать только в Белоруссию, Молдавию или Азербайджан, можно купить более дешевый вариант полиса Зеленая карта, действующий в этих трех странах. Если планируете посетить не только эти страны, необходимо купить полис, действующий во всех государствах системы, кроме Украины (с 05.04.2022), стран ЕС и Швейцарии (с 01.06.2023). Тарифы пересчитываются ежемесячно в зависимости от курса евро, устанавливаются РСА с 15-го числа каждого месяца и являются одинаковыми для всех страховых компаний России. С действующими тарифами вы можете ознакомиться на сайте Российского Союза АвтостраховщиковКакие документы нужны частным лицам?Паспорт страхователя (оригинал или копия)Копия свидетельства о регистрации транспортного средства Рекомендуем уточнить наличие бланков Зеленой карты перед посещением офиса продаж. Какие документы нужны компаниям?Копия свидетельства ОГРНКопия свидетельства о регистрации транспортного средствая Рекомендуем уточнить наличие бланков Зеленой карты перед посещением офиса продаж. Для каких автомобилей требуется полис Зеленая карта?
Зеленая карта нужна для всех транспортных средств, в том числе для тех, которые не подлежат страхованию по ОСАГО в России —
прицепов, гусеничной техники, снегоходов, мопедов и т. д.
В Ингосстрахе Зеленую карту можно оформить только на транспортные средства, стоящие на учете в России и имеющие российский госномер,
в том числе транзитный. Причем для авто с транзитными номерами период действия полиса ограничивается 1 месяцем.
Будет ли скидка за безаварийное вождение?Нет, скидок не предусмотрено.Кто может управлять автомобилем по полису Зеленая карта?
Полис заключается без ограничения количества лиц, допущенных к управлению.
В нем указывается только ФИО (наименование для юридических лиц) страхователя. При этом информация о собственнике авто не нужна.
Можно ли внести изменения в договор?
Да. Если изменились ФИО или адрес места жительства страхователя, модель или госномер автомобиля, нужно обратиться в страховую компанию.
При этом заменить в страховке одно транспортное средство на другое нельзя.
Что делать, если в ДТП пострадала моя машина, а я — виновник?
По Зеленой карте убыток возмещается потерпевшему. Поэтому перед поездкой за границу рекомендуем оформить полис Каско
с расширением на страну назначения.
Возможно ли оформить Зеленую карту в электронном виде?
Нет, оформить полис можно только на бумаге. Это делается из соображений безопасности и из-за различий
в законодательстве разных стран относительно электронных документов.
Куда обратиться, если возникли проблемы или вопросы по Зеленой карте?Нужна ли Зеленая карта для поездки в Белоруссию?Да, наличие Зеленой карты — обязательное условие для въезда в Белоруссию.Для каких автомобилей требуется полис Зеленая карта при въезде в Белоруссию?
Зеленая карта нужна для всех транспортных средств, в том числе для тех, которые не подлежат страхованию
по ОСАГО в России — прицепов, гусеничной техники, снегоходов, мопедов и т. д.
Кто может управлять автомобилем по полису Зеленая карта?
Если вы оформили Зеленую карту на год, отправились в Белоруссию на более короткий срок (например, 2 месяца),
вернулись домой и снова решили пересечь границу, то документ продолжит действовать.
По Зеленой карте убыток возмещается потерпевшему. Поэтому перед поездкой за границу рекомендуем оформить полис Каско
с расширением на страну назначения. Кроме того, вы можете дополнительно застраховать здоровье по полису путешественника.
Часто задаваемые вопросы
Как теперь продлевать страховой полис?
Продлить срок действия закончившейся страховки нельзя, необходимо приобрести новый полис.
Где купить Зеленую карту после 1 июня?
После 1 июня купить Зеленую карту можно будет в страховых компаниях, полный перечень которых приведен на РСА (Российского союза автостраховщиков). Отметим, что заявку на страхование можно оставить онлайн, но получать документ придется лично в официальных представительствах.
Кто будет покрывать убытки при ДТП
Изменения в работе системы не затронут участников дорожного движения, и они все равно останутся под защитой страховых компаний. Работать это будет так:
То есть, в этом плане изменений для путешественников не будет. А единственное изменение – в том, что заплатить за страховку придется дороже в три раза.
История работы системы
Зеленая карта работает давно – еще с 1953 года. Вся работа координируется через специальный Совет, в который входят представители национальных страховых бюро стран-участниц. Например, Россию там представляет Российский союз автостраховщиков – структура, которая занимается регулированием системы ОСАГО.
Идея создать такую систему связана с запуском автострахования в странах Европы. Еще с первой половины прошлого века в отдельных странах Европы было внедрено обязательное страхование гражданской ответственности обладателей транспортных средств. Первым его запустили Швейцария, Чехословакия, Германия, Австрия и Великобритания. Несколько позднее к этим государствам присоединилась Дания, Финляндия, Бельгия, Швеция и Норвегия.
Аналогичный закон примерно тогда же был принят и в России, но не стал актуальным – на дорогах было не так много автотранспорта.
Проблема была в том, что каждая из стран имела свои законодательные акты, которые в некоторых пунктах существенно отличались друг от друга. Это вызывало трудности при необходимости пересечения госграниц и в случае потребности в решении юридических проблем, связанных с ответственностью водителя – процедуры компенсации убытков были сложными, поскольку было непонятно, по каким правилам их проводить, если иностранец попал в аварию в другой стране.
Сначала вопросы решались с помощью двухсторонних соглашений, и только со временем страны пришли к идее запустить единую систему. Первая система взаимного признания страховых полисов была создана в скандинавских странах в период Второй мировой войны – она и выдавала бумаги зеленого цвета. Так и появилось название, которое долгое время находится на слуху у всех.
В 1949 году была учреждена новая система страхования со штаб-квартирой в Лондоне. В течение года были разработаны и приняты правила работы Зеленой карты, и с начала 1953 года она включилась в работу. В 2006 году штаб-квартира организации была перемещена в Брюссель.
Сейчас в систему входят 48 стран, включая Россию:
В какие страны можно будет въехать по Зеленой карте после 1 июня 2023 года
Зеленая карта от российских страховщиков с 1 июня не будет работать в Швейцарии и странах ЕС. Тем не менее, есть ряд стран, где эта страховка продолжат работать и дальше:
Как можно заметить, перечисленные государства, кроме Беларуси и Азербайджана, не граничат с Россией. Чтобы попасть на их территорию, нужно проехать по дорогам других стран – и для этого все равно придется купить новую страховку.
Если срок действия у документа не завершился, менять его не нужно, он продолжает действовать на территории этих стран в полном объеме, и автомобилист остается защищенным в течение всего времени пребывания на территории другого государства. Если указанный в сертификате срок заканчивается, продлить его нельзя – необходимо оформить новый.
Дорога из России в Беларусь
Трасса М1 Москва-Минск – одна из лучших на территории РФ. Расстояние между двумя столицами составляет 700 км. Поездка в Минск на собственном автомобиле занимает 7 часов с необходимыми остановками. Если выехать пришлось внезапно, приобрести страховой полис можно по дороге. Ближе к границе есть пункты оформления Зеленой карты от Росгосстраха, Согласия, других компаний. Они расположены вблизи заправок и пограничных переходов. Если поездка планируется заранее, лучше выезжать уже с оформленной страховкой, чтобы не зависеть от графика работы пунктов и других неожиданностей. Сразу после пересечения границы действие российского ОСАГО прекращается, и вся ответственность за возможное ДТП ложится на автовладельца.
https://youtube.com/watch?v=GWyub8qa93Q%3Ffeature%3Doembed
Что нужно знать перед поездкой на авто
На основании закона 40-ФЗ ОСАГО распространяется на собственников ТС, используемых в пределах РФ. Если автовладелец отправляется в Беларусь на машине, страховщик не сможет возместить за него убытки потерпевшим в результате ДТП. Поэтому перед поездкой главное, что нужно сделать, – это приобрести международный сертификат Зеленая карта в Беларусь.
Правила пересечения границы
Соглашение от 24.01.2006 года разрешает российским гражданам свободно въезжать на территорию соседнего государства и покидать ее, следовать транзитом. Правила пересечения границы Беларусь — Россия в 2021 году не изменились. Визы не требуются, проехать можно по одному из имеющихся документов:
На границе между Россией и Беларусью следующим на автомобиле путешественникам не нужно заполнять миграционную карту, но придется пройти таможенный досмотр. Белорусские пограничники лояльно относятся к приезжающим из России, контроль осуществляется в упрощенном режиме. На таможне надо предъявить документы:
Если международная страховка не оформлена, ее можно приобрести на месте. Разрешается получить полис в течение 30 календарных дней. Специфика Грин карты состоит в том, что она не может применяться в пределах той страны, где покупалась. Поэтому прибывшему в Беларусь гражданину РФ нужно получать полис пограничного страхования.
Насколько это будет дороже
Из-за отмены Зеленой карты труднее всего придется российским водителям, которые решили выехать в одну из европейских стран. Так, по старым правилам, минимальная стоимость страховки, необходимой для посещения любой страны в рамках действия полиса Зеленая карта, составляла 2 190 рублей на 15 дней. Поскольку купить Зеленую карту с 1 июня 2023 года в Европу будет невозможно, придется покупать страховку от местной компании.
Стоимость таких полисов – значительно выше:
Купленные полисы пограничного страхования будут действительны во всех странах Европы и Швейцарии. То есть, по купленной в Литве страховке можно будет въезжать из одного государства в любое другое (впрочем, внутри ЕС границ и так фактически нет).
Что же касается обратного направления, то полис ОСАГО, нужный всем иностранцам на территории РФ, тоже может стоить дороже Зеленой карты. Его стоимость будет зависеть от нескольких факторов:
К примеру, ориентировочная стоимость страховки при мощности двигателя авто в 75 лошадиных сил – 2 300 рублей на срок в 15 дней. Номерные знаки у машины остаются иностранными. Если иностранец планирует проживать в РФ постоянно, ему следует получить вид на жительство и заменить номер авто – тогда он купит страховку уже как российский резидент по общим правилам.
Оформлять страховку лучше всего прямо на границе лично у агента страховой компании. Сделать онлайн это будет проблематично – иностранного авто в принципе нет в реестрах РСА, а у водителя иностранные водительские права. Поэтому придется сканировать документы и отправлять их страховой компании, но и тогда есть риск отказа (иностранцы считаются более рискованными клиентами).
Подводя итог, отметим, что стоимость автострахования для россиян из-за отмены Зеленых карт заметно выросла. Если нужно проехать в Европу всего на несколько дней, оптимально ехать через Латвию или Литву – там можно купить сертификат на 2 недели чуть больше, чем за 7 000 российских рублей.
Важно: в свете последних событий участились случаи удаленной продажи якобы действующих сертификатов для поездок за границу в ЕС и Швейцарию. Многие организации предлагают получить Зеленую карту за 10 тысяч рублей и более, но в итоге она может оказаться поддельной и никаких гарантий на этот счет нет. Оплату за подобную услугу просят переводить прямо на карту, что тоже не спасает от мошенничества. Кроме того, посредники обычно не имеют действующих офисов и работают исключительно удаленно.
Как пересекать границу с ЕС на автомобиле после 1 июня 2023 года
Водителям на машинах, зарегистрированных в России, при въезде на территорию Европейского союза или Швейцарии необходимо оформить страховой полис местного образца. Страховку можно будет купить на границе любой из стран, куда планируется выезд.
Как и в других случаях, закон действует и в обратном порядке. Граждане стран, разорвавших соглашение с Россией и Белоруссией, обязаны будут приобрести для путешествия российский полис ОСАГО. Сделать это можно будет на границе. Страховка Зеленая карта с 1 июня 2023 года в России для них также работать не будет (соответственно, полис прекращает свое действие с начала лета, независимо от срока действия).
Оформление Зеленой карты
Распоряжением Правительства РФ 337-р от 19.03.2008 года выполнение функций национального бюро по изготовлению международных полисов было возложено на Российский союз автостраховщиков. Основная задача организации – решение проблем пострадавших в ДТП с участием водителей-иностранцев на основании законодательства РФ. РСА определяет перечень компаний, допущенных к страхованию международной автогражданской ответственности. Узнать о том, где купить Зеленую карту, можно на официальном портале организации (http://www.autoins.ru). Перечень состоит из восьми крупнейших фирм:
Страховка для въезда в Беларусь на автомобиле оформляется в офисах компаний либо у агентов во всех регионах РФ.
Чтобы приобрести страховку Зеленая карта, требуется предоставить пакет документов:
Допускается предоставление копий документов.
Сколько делается карта
Если привезти в офис компании либо агенту все необходимые бумаги, страховка может быть оформлена в кратчайшие сроки, в течение одного дня. Ранее в РФ действовали четырехслойные бланки сертификата Зеленая карта, со второго квартала 2016 года введены однослойные. Оставшиеся неиспользованные старые формы не утратили своей актуальности и применяются наряду с новыми. При получении необходимо проследить, чтобы бланк заполнялся на ПК и распечатывался на принтере, заправленном черной краской. Такое требование содержится в Положении о сертификатах, из-за его несоблюдения полис может быть признан недействительным.
С 2017 года все страховые компании обязаны продавать желающим электронные ОСАГО. Купить онлайн Зеленую карту пока не удастся. Ни одна компания не оформляет электронные сертификаты. В правилах страхования сказано, что на руках у автовладельца должен быть подлинник Грин карты. Бланк выполняется на специальной бумаге, имеет определенные степени защиты и уникальный номер. В отношении ОСАГО допускается использование распечатанных полисов, а с 2021 года – хранящихся на мобильных устройствах. Копию Зеленой карты предъявлять нельзя, автовладельцу в любом случае нужно посетить офис компании либо агента для получения оригинала.
Страховой полис приобретается на период от 15 дней до года. Интервал действия проставляется в бланке с указанием даты начала и окончания. Оформить сертификат можно заранее, но не более, чем за тридцать дней до предполагаемой поездки. Страхователь имеет право отказаться от green card, если поездка в Беларусь отменена по каким-то причинам. В этом случае компания обязана вернуть страховую премию с удержанием 30% за понесенные расходы.
Если застрахованный возвратился в Россию ранее запланированного срока, на основании ст.958 ГК РФ договор страхования может быть расторгнут. Риск стать виновником ДТП на территории зарубежного государства прекращен не в результате наступления страхового случая, а по другим обстоятельствам. Если же ДТП на территории Беларуси произошло после окончания срока действия полиса, отвечать по искам потерпевших виновнику придется самому.
Всем участникам рынка автострахования, имеющим право осуществлять операции по продаже Грин карты, расценки утверждает РСА. Корректировка выполняется ежемесячно. Существуют два вида сертификатов:
В первом случае Зеленая карта имеет более высокую стоимость, чем во втором. Для легковых машин за сертификат, действующий в любой из 48 стран на протяжении 15 дней, нужно внести 2700 руб. Годовая страховка обойдется в 24580 руб. Если же собственник направляется на своей машине только в Украину, Беларусь, Молдову или Азербайджан, он заплатит 920 руб. за минимальный период и 6150 руб. за год. Стоимость страховки автомобиля в Беларуси нерезиденту обойдется 1290 руб. за 15 дней и 6074 руб. за год.