вопросы-ответы. часть 1

Вопросы-ответы. Часть 1

По аналогии с российской системой ОСАГО работает и международная система «Зеленая карта». По таким полисам можно въезжать в другие страны, при этом ответственность водителя застрахована. Увы, от санкций пострадала и эта система. Зеленая карта с 1 июня 2023 года для России будет работать в ограниченном режиме. Что именно поменяется – рассказываем в нашей новой статье.

Вопросы-ответы. Часть 1

Несмотря на все кризисы, США продолжают удерживать мировое экономическое лидерство, оставаясь самым влиятельным государством мира. И количество желающих переехать туда на ПМЖ лишь растет. Чтобы никого не обидеть и при этом ограничить число иммигрантов, американские власти уже долгое время разыгрывают вид на жительство через лотерею. И для многих грин-карта – единственный шанс легально закрепиться в США.

Почему Зеленая карта отменяется с 1 июня 2023 года

Россия присоединилась к системе относительно недавно – с 1 января 2009 года. С того момента выданные в России карты действовали в ЕС и наоборот, а российскую часть представлял РСА от лица 12 страховых компаний. Но 26 мая 2022 года ведомство сообщило, что международные договоренности по поводу автогражданской ответственности, заключенные с Беларусью и Россией разорваны, и в связи с этим полисы Зеленой карты после 1 июня 2023 года, выданные в РФ, прекращают свое действие:

Судя по всему, решение было принято на уровне ЕС, затем его подтвердили национальные бюро стран, входящих в него (в том числе Швейцарии). Официальная причина – специальная военная операция.

Уже с 1 июня 2023 года авто с купленными в России Зелеными картами не смогут въехать в страны Евросоюза и Швейцарию. Также это актуально и для встречного направления – водители из Европы не смогут въехать в РФ и Беларусь, имея лишь европейскую Зеленую карту.

При этом не важно, Зеленая карта заканчивается 1 июня 2023 года или позже, документ в любом случае теряет силу с наступлением лета – даже если срок окончания его действия еще не подошел к концу.

Что такое Зеленая карта и зачем она нужна

Уже много лет у любого автомобиля на дороге в России должен быть полис ОСАГО – по нему страховая компания выплачивает ущерб потерпевшей стороне в случае ДТП. Но этот полис действует только внутри РФ и ущерб выплачивает исключительно российский страховщик.

Для поездок за границу есть аналог – Зеленая карта (не путать с Green Card – документом о праве на трудоустройство в США). Это международный полис страхования автогражданской ответственности, он обязательно нужен для автомобильных поездок в страны ЕС, а также в не входящую в него Швейцарию. Такой документ подтверждает то, что ответственность автомобилиста застрахована.

Основная задача Зеленой карты – защитить пострадавших в случае аварии, и работает она в обе стороны:

Так как ущерб при ДТП может быть внушительным, наличие страхового полиса в обязательном порядке проверяется на границе таможенными органами.

Вопросы-ответы. Часть 1

В случае если автомобилист пересечет границу без такой страховки или срок ее действия завершится в стране, ему придется не только купить полис, но и оплатить крупный штраф. Как правило, купить Зеленую карту можно недалеко от границы – до выезда за пределы страны.

Что такое грин-карта и что она дает

По данным опроса «Левада-Центра», проведенного в этом году, 48% молодых россиян хотели бы уехать из страны. О причинах этого можно долго спорить, но это факт. И уехать многие хотят не куда-то, а в цитадель свободы и демократии – Соединенные штаты Америки. Правда, в США хочет уехать так много народу, что властям приходится их как-то отсеивать. И один из вариантов такого «отсева» – это лотерея.

Считается, что грин-карта – это только то, что можно выиграть в правительственной лотерее, но это не так. На самом деле, грин-карта (она же United States Permanent Resident Card) – это удостоверение личности, которое дает право его владельцу легально жить и работать в США. А еще почти 50 лет эта карта даже не была зеленой, хоть с 2010-го ей вернули этот цвет снова.

По сути, грин-карта – это вид на жительство в США. То есть, это уже не нелегальный мигрант и не турист, но еще не гражданин государства. Получить грин-карту можно по нескольким основаниям:

И только последний вариант привлекает миллионы желающих переехать в Штаты за лучшей жизнью. Американские власти через диверсификационную лотерею регулируют количество простых иммигрантов. Так, право участвовать в лотерее имеют только уроженцы государств с низким уровнем миграции в США, а наибольшую квоту получают те регионы, из которых в Штаты переезжает меньше людей.

Получив грин-карту, ее обладатель сможет постоянно проживать в США, включая свободный въезд-выезд, работать или заниматься своим бизнесом, получать образование, пользоваться всеми возможностями страхования и социальной сферы. Но главное – после 5 лет проживания можно подать заявку на получение американского гражданства (а можно не подавать, и через 10 лет продлить карту).

Есть и ограничения – владелец грин-карты обязан платить налоги, больше половины времени проводить в США и не покидать страну более чем на полгода.

Изначально «зеленой картой» называли квитанции о регистрации иностранца в Службе иммиграции и натурализации (INS), причем тогда квитанция подтверждала, что мигрант официально зарегистрирован – нелегальных мигрантов в 40-е годы в США попросту не было. Уже после Второй мировой войны власти начали более серьезно подходить к вопросам иммиграции, и ввели специальный регистрационный документ, который мог быть разным по статусу у разных категорий мигрантов. Со временем правила усложнялись, как и выдаваемый иностранцам документ. Сейчас это один из самых защищенных документов в мире – грин-карта имеет не только голограмму, но и оптическую память.

Вопросы-ответы. Часть 1

Последние изменения в программе грин-карт были введены уже при президенте Дональде Трампе, по которым некоторые категории иностранцев могут не получить документ, так как их рассматривают как сомнительных (например, отсутствие медицинской страховки, плохой английский, получение продуктовых талонов, и т.д.)

Любители путешествовать на автомобиле знают, что для поездки за рубеж необходим полис «Зеленая карта». Зеленая карта нужная для въезда в страны, являющиеся участниками системы «Зеленая карта».

В России полис «Зеленая карта» имеют право оформлять страховые компании (и их агенты), являющиеся членами Российского Бюро «Зеленая карта».

Автовладельцы, чей автомобиль зарегистрирован на территории иностранного государства, оформляют полис «Зеленая карта» на территории той страны, где автомобиль поставлен на учет.

Таким образом, продлить «Зеленую карту» за границей не возможно, поскольку страховые компании каждой страны-участницы системы «Зеленая карта» имеют право продавать полисы только на автомобили, зарегистрированные в их странах.

Давайте разберемся, что же делать, если в поездке закончился полис «Зеленая карта». Такая ситуация может случится с любым автовладельцем, вне зависимости от того, на территории какой страны зарегистрирован его автомобиль.

Если полис «Зеленая карта» закончился у водителя, чей автомобиль зарегистрирован на территории России.

Что делать, если Вы путешествуете, например, по Европе, «Зеленая карта» закончилась, а дела вынуждают оставаться за границей?

Решение этого вопроса – не совсем легкая задача. Но, тем не менее, и тут у Вас есть выбор.

Первый вариант – попросить кого-то из Ваших знакомых оформить полис «Зеленая карта» в России, при этом страхователем будет выступать человек, оформляющий полис. А затем переслать документ с оказией (если кто-то летит в Ваши края) или почтой, причем лучше, если это будет DHL, поскольку на Почту России, как Вы понимаете, надежды мало.

Вы, конечно, можете ездить на свой страх и риск с распечатанной копией полиса, но все-таки лучше иметь оригинал.

Второй вариант – оформить аналог местного ОСАГО. Однако стоит обратить внимание на то, что в большинстве стран-участниц местный полис ОСАГО действует только в пределах страны, поэтому он не обеспечит Вашу страховую защиту в случае, если Вы выехали в соседнюю страну. Вам необходимо помнить об этом и при необходимости уточнить подробности в страховой компании иностранного государства.

В целом, если Вы допускаете возможность изменения маршрута и сроков пребывания за границей, мы все-таки рекомендуем оформить «Зеленую карту» на более длительный срок, поскольку штраф за отсутствие полиса все же гораздо больше по сравнению с разницей стоимости при оформлении. Подробнее о штрафах за отсутствие «Зеленой карты» читайте в статье «Штрафы за отсутствие «Зеленой карты» (ссылка на статью «Штрафы за отсутствие «Зеленой карты») в работе

Если полис «Зеленая карта» закончился у автовладельца, чей автомобиль зарегистрирован на территории иностранного государства.

В случае если автовладелец, чей автомобиль зарегистрирован на территории иностранного государства, путешествуя по России, обнаружил, что у него закончился полис «Зеленая карта», он должен обратиться в любое представительство страховой компании или к страховым агентам и оформить полис ОСАГО.

Полис ОСАГО является альтернативой «Зеленой карте» для собственника автомобиля, поставленного на учет за рубежом и временно эксплуатирующего свою машину в России.

Полис ОСАГО для владельцев ТС, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, оформляется на весь период использования автомобиля в России, но на срок не менее 5 дней. Стоимость полиса зависит от нескольких факторов – подробнее об этом в статье «Сколько стоит ОСАГО для владельцев иностранных автомобилей».

Стоит обратить внимание на один важный момент. Согласно официальным комментариям российского Бюро «Зеленая карта», в Северо-Западном регионе страны существует практика продажи полисов «Зеленая карта», оформленных за границей. Такие полисы ввозятся в Россию нелегально, поскольку законодательно запрещены в нашей стране. Чаще всего это фальшивые полисы, которые не обеспечивают реальную страховую защиту ответственности автовладельцев. Таким образом, в случае ДТП водителю придётся самостоятельно возмещать ущерб пострадавшей стороне.

Поэтому в случае, если Ваша «Зеленая карта» закончилась, обратитесь к нам – мы поможем!

Рассчитать стоимость полиса ОСАГО для автовладельцев ТС, зарегистрированных за рубежом, Вы можете здесь.

На основе данных, полученных Службой гражданства и иммиграции США (USCIS), число отклоненных заявлений увеличилось за последнее десятилетие. Все это происходит, когда USCIS увеличила плату за продление грин-карт более чем на 300% за последние 20 лет.

По данным правительства, в 2016-2017 финансовых годах USCIS отклоняла в среднем 30 242 заявки в год. В 2018-2019 годах этот показатель вырос до 103 140 отказов в год. В чем же дело?

4 частые причины отказа в продлении грин-карты

Если у вас есть судимость за преступление или проступок, всегда полезно получить  консультацию иммиграционного адвоката Palant & Lust Law Firm  перед подачей формы I-90 для продления грин-карты.

Помните, что лучше обезопасить себя, чем получить отказ в продлении грин-карты. Во многих случаях опытный адвокат может успешно получить обновленную грин-карту для клиентов, совершивших депортируемые преступления.

Отказано из-за лжи по заявлению о продлении

Во время встречи USCIS попросит вас подтвердить, что вся информация в вашем заявлении является полной, правдивой и правильной и была предоставлена ​​вами. Если для подготовки заявления вам помогал друг, член семьи или адвокат, вы должны раскрыть эту информацию. Точно так же укажите, получали ли вы помощь  переводчика.

Представление заведомо ложной информации по форме I-90 и ложь сотрудникам USCIS является нарушением закона и приведет к отказу по форме I-90. Если Вы считаете, что правда повредит вашим шансам – следует проконсультироваться с иммиграционным адвокатом.

Отклонено из-за приказа покинуть США

Если вам было приказано покинуть США с момента получения статуса постоянного жителя, то, скорее всего, вам будет отказано в продлении грин-карты. «Приказ о выдворении» имеет очень специфическое значение. Вас «приказали удалить» только в том случае, если с вами произошло одно или несколько из следующих событий:

«Приказ о выдворении» также не относится к вам просто потому, что у вас есть одна из следующих категорий иммиграционных виз: Z11, Z13, Z14 и Z15. Эти категории виз основаны на «приостановлении депортации» или «приостановлении выдворения».

Отказано из-за использования неправильной формы

Условным постоянным жителям необходимо использовать Форму I-90 только для замены грин-карты (то есть при условии потери, кражи, повреждения или неверной информации). Условный постоянный житель никогда не должен подавать Форму I-90 для возобновления грин-карты – это приведет к отказу.

Если вы стали условным постоянным жителем после того, как вступили в брак с гражданином Соединенных Штатов или постоянным жителем, и ваш условный статус истекает в течение следующих 90 дней, нужно заполнить форму I-751 «Ходатайство об отмене условий проживания».

Если вы стали условным резидентом на основании финансовых инвестиций в бизнес в США, заполните форму I-829 «Ходатайство предпринимателя об отмене условий о статусе постоянного жителя».

А как насчет этих вопросов?

USCIS требует, чтобы заявители не продлевали грин-карту более чем за 6 месяцев до истечения срока действия текущей карты.

Длительные путешествия за границу

Поездки за границу более чем на один год или проведение значительного количества времени за пределами США в течение нескольких поездок может создать препятствия. Избегайте длительных путешествий дольше шести месяцев.

Неоплаченные налоги

Как гражданин США или иммигрант, работающий в Соединенных Штатах, вы можете быть юридически обязаны подавать декларацию о доходах. Хотя это, скорее всего, не отклонит ваше заявление I-90, но повлечет за собой проблемы. Вас могут оштрафовать, привлечь к ответственности, и вряд ли вы сможете стать гражданином США. В большинстве случаев это можно решить, установив план выплат.

Наш юридический офис по-прежнему работает дистанционно, оказывая всевозможные услуги для клиентов – от подачи прошения на убежище до петиции на визу К-1 для жениха или невесты до работы над трудовым гарантом или грин-картой для лиц с выдающимися достижениями в науке, искусстве, спорте или бизнесе.    Мы проводим консультации по скайпу, WhatAapp, Facetime, Viber.

Многие из нас имеют просроченную грин-карту и даже об этом не догадываются. Все из-за того, что вы не используете ее каждый день и легко пропустить ее срок годности. Согласно закону, постоянные жители должны всегда иметь при себе действительную грин-карту. Но на практике это случается достаточно редко и редко применяется правительством США.

После просрочки грин-карты можно обратиться в USCIS, заплатив за услугу $540. Кроме больших сборов просроченная грин-карта имеет свои последствия, который могут обойтись потом еще дороже.

Обновление грин-карты может занять от пяти до шести месяцев. Поэтому мы рекомендуем не затягивать процесс и начать продление за шесть месяцев до истечения срока действия вашей карты.

Ниже приводим пять частых проблем, которые возникают из-за просроченной грин-карты, а также возможное их решение.

1. Получить работу

При устройстве на работу ваш работодатель должен предоставить форму I-9 для каждого нового сотрудника. I-9 используется для проверки вашей личности и разрешения на работу в Соединенных Штатах. Большинство законных постоянных жителей должны будут предъявить действительную зеленую карту, чтобы удовлетворить требования.

В соответствии с инструкциями I-9 вновь нанятый сотрудник должен заполнить и подписать I-9 «не позднее первого дня работы». Если вы предъявляете грин-карту с истекшим сроком действия, работодатели не должны ее принимать. Это будет серьезной проблемой.

Вы можете использовать загранпаспорт с временной печатью I-551. Если у вас еще нет действительного штампа I-551 в вашем паспорте, вам необходимо назначить встречу в местном офисе USCIS, связавшись с ними по телефону. (Примечание. Если у вас есть временный I-551, подтвердите, что он также не истек. Временный I-551 обычно действительна только в течение одного года.)

Это решение также проблематично по двум причинам.

Во-первых, это займет очень много времени. На прием в офисе USCIS может уйти несколько недель. Ваш новый работодатель может не захотеть ждать. Кроме того, USCIS в любом случае захочет, чтобы вы продлили вашу грин-карту. Вам все равно нужно будет подать форму I-90, чтобы продлить срок действия вашей просроченной грин-карты.

2. Получить лицензию

Есть профессии, где получить лицензию с просроченной грин-картой невозможно. В большинстве штатов требуется, чтобы у вас была действительная грин карта, прежде чем вы получите профессиональную лицензию. Лицензии необходимы для различных профессий, включая агентов по недвижимости, страховых агентов, различных брокеров, здравоохранения, юриспруденции и многих других. Без наличия этой лицензии человек не может выполнять свою работу.

3. Выехать и въехать в США

Выезжать из США с грин-картой, у которой истек срок действия, очень рискованно. Для начала, некоторые авиакомпании просто не дадут вам возможность сесть на борт с просроченной грин-картой. Законодательство США обязывает авиакомпании проверять грин-карту перед посадкой в самолет. У вас могут спросить действующий паспорт.

Для повторного въезда в Соединенные Штаты сотруднику таможенной и пограничной службы (CBP) потребуется действительное подтверждение вашего законного статуса постоянного жителя. Грин-карта с истекшим сроком действия не считается действительным доказательством статуса постоянного жителя, и вы столкнетесь с серьезной задержкой. В худшем случае вам могут отказать во въезде. Ваше разрешение на повторный въезд в США остается на усмотрение сотрудника CBP. Не рискуйте!

4. Получить кредит

Как постоянный житель, вы можете получить большинство ипотечных кредитов, пользуясь теми же условиями, что и граждане США. Как правило, вы имеете право на получение ипотечных кредитов Fannie Mae или Freddie Mac и FHA. Но, как заемщик, вы должны подтвердить свой статус постоянного жителя, предоставив ксерокопию вашей грин-карты (и, как правило, номер социального страхования) потенциальному кредитору.

Рекомендации будут различаться в зависимости от кредитора, но большинству ипотечных кредиторов потребуется текущая грин карта, срок действия которой еще не истек. Если вы планируете покупку жилья, убедитесь, что вы продлили срок действия зеленой карты.

5. Получить или обновить водительские права

В большинстве штатов требуют предъявить подтверждающий факт проживания и юридическое присутствие. Грин-карта — это подтверждение вашего законного присутствия в качестве постоянного жителя США. Помните, что продление грин-карты занимает примерно пять-шесть месяцев. Это также может повлиять на ваши водительские права на тот же период.

Каждый штат имеет свои правила для водительских прав. Практически во всех юрисдикциях вы не сможете продлить свои водительские права с помощью просроченной грин-карты.

Проверьте даты истечения срока действия ваших водительских прав и грин-карты сейчас.

Полисы каких страховых компаний возможно оформить?

В России приобрести полис «Зеленую карту» Вы можете только в представительствах и у агентов страховых компаний, являющихся членами Российского Бюро «Зеленая карта». Это следующие компании:

Подробнее о страховых компаниях – членах Российского Бюро «Зеленая карта» читайте в статье «Члены Российского Бюро «Зеленая карта»

Что делать, если срок «Зеленой карты» истек во время пребывания за границей»?

Если во время Вашего пребывания за границей истек срок «Зеленой карты», то Вы можете пойти двумя путями.

Первый вариант – попросить кого-то из Ваших знакомых оформить полис «Зеленая карта» в России. А затем переслать документ с оказией (если кто-то летит в Ваши края) или почтой.  Вы, конечно, можете ездить на свой страх и риск с распечатанной копией полиса, но все-таки лучше иметь оригинал.

Подробнее об этом читайте в статье «Что делать, если закончилась «Зеленая карта»

Что делать, если во время пребывания в России у владельца автомобиля, зарегистрирована на территории иностранного государства,  закончилась «Зеленая карта»?

Можно ли оформить «Зеленую карту» вместо ОСАГО?

Если Ваш автомобиль зарегистрирован на территории РФ, то нет, нельзя. В этом случае полис «Зеленая карта» не является альтернативой ОСАГО.

Если автомобиль зарегистрирован на территории иностранного государства, то Вы можете оформить ОСАГО и передвигаться по дорогам России, однако такой полис не позволит Вам избежать проблем при пересечении границы.

Можно ли оформить «Зеленую карту» более чем за месяц до поездки?

Нет, нельзя. По правилам РСА (Российский Союз Автостраховщиков), договор страхования не может содержать срок страхования, начинающийся позднее 30 дней с даты выдачи страхового сертификата. Поэтому в случае если Вам необходимо оформить «Зеленую карту» более чем за месяц, то попросите агента оформить полис на больший срок с перенесением даты начала действия полиса на более раннюю.

Можно ли оформить «Зеленую карту» на автомобиль, зарегистрированный на Украине или в Беларуси, для поездок по Европе?

Нет, нельзя. Согласно правилам РСА, договор страхования «Зеленая карта» может быть оформлен только на автомобили, зарегистрированные на территории РФ. Автовладельцы, чей автомобиль зарегистрирован на территории иностранного государства, оформляют полис «Зеленая карта» на территории той страны, где автомобиль поставлен на учет.

Можно ли продлить «Зеленую карту» за границей?

Нет, нельзя. Продлить «Зеленую карту» за границей не возможно, поскольку страховые компании каждой страны-участницы системы «Зеленая карта» имеют право продавать полисы только на автомобили, зарегистрированные в их странах.

Подробнее о том, что делать, если Вам необходимо оформить полис за границей читайте в статье «Что делать, если закончилась «Зеленая карта»

Можно ли оформить «Зеленую карту» на границе?

Да, это возможно. Однако следует иметь ввиду, что в последнее время у агентов предлагающих полисы вблизи пограничных пунктов имеется тенденция по введению сборов за оформление «Зеленой карты». По состоянию на апрель 2015 года, стоимость таких сборов может достигать до 1000 рублей за один полис.

Как часто изменяются тарифы на «Зеленую карту»?

Тарифы утверждаются ежемесячно, однако не всегда меняются. В случае корректировки тарифов изменения могут быть как в сторону увеличения, так и уменьшения.

Действующие тарифы на «Зеленую карту» Вы можете посмотреть здесь

Обязательно ли оформление «Зеленой карты» для владельцев ТС, зарегистрированных на территории другого государства?

В настоящее время российское законодательство предусматривает два вида страхования автогражданской ответственности владельцев ТС, зарегистрированных на территории иностранных государств, – это «Зеленая карта» или полис ОСАГО.

Владелец ТС, зарегистрированного на территории иностранного государства. может оформить ОСАГО и свободно передвигаться по дорогам России. Однако такой полис не позволит избежать проблем с таможенными органами при пересечении границы. Если зарубежный автовладелец не имеет «Зеленую карту», то въезд в РФ у будет довольно проблематичным.

Можно ли выехать на территорию Финляндии в последний день действия «Зеленой карты»?

Да, можно. В этом случае Вы должны показать, что собираетесь выехать в этот же день. Однако в случае, если выезд все-таки задержится и при пересечении границы окажется, что полис просрочен, у Вас могут возникнуть проблемы с таможенными органами Финляндии.

Действительна ли «Зеленая крат» в Финляндию для поездки в Беларусь, Украину?

Да, действительна. Тарифы на «Зеленую карту» подразделяются в зависимости от территории действия:

Первая группа тарифов дороже, чем вторая.

Если у Вас оформлен полис для Финляндии, то это полис для территории действия «Все страны системы «Зеленая карта», куда входит и Беларусь.

В обратной ситуации, если полис оформлен для Беларуси, по второй группе тарифов, то он не будет действовать на территории Финляндии.

Соглашение о «Зеленой карте», когда европейские страховщики признавали российские полисы страхования ответственности, прекращается 1 июня 2023 года, спустя четырнадцать с половиной лет работы. «Фонтанка» узнала, как этим летом ездить в Финляндию и дальше по Европе.

Эта страховка необходима для поездки на автомобиле за границу, но полис со сроком действия после 31 мая вам уже не продадут. Закон не позволяет российским страховщикам продавать полисы иностранных компаний, а значит, после 1 июня иностранную «Зеленую карту» можно купить либо онлайн у иностранных компаний, либо на границе.

Система продажи международных полисов страхования автогражданской ответственности фактически возвращается во времена 15-летней давности, до прихода «Зеленой карты» в 2009 году. В то время российские компании не продавали собственные страховки. Петербуржцам для поездки в Финляндию или Эстонию требовалось купить иностранный полис: без такой страховки на машине в Европу не пускали. Лидером рынка была компания «Русь», созданная в 1990 году, а в 1992 году вышедшая как посредник на рынок «Зеленой карты». В 1996 году европейская группа Alte Leipziger Europa приобрела 49 % акций компании «Русь», затем компания переходит в немецкий страховой холдинг ERGO.

В 2008 году «ЭРГО Русь» оценивала долю их аффилированной компании Ergo Hestia на рынке «Зеленых карт» примерно в 60 %. Такая большая доля была изначально связана с неразвитостью страхового рынка в России и слабой конкуренцией. «Тогда у автомобилистов было два варианта: купить иностранный полис (польскую, немецкую или болгарскую страховку) на территории РФ или купить на границе «местный» полис, — вспоминает Евгений Дубенский, президент САО «Медэкспресс», ранее работавший в АСО «Русь». — Второй вариант был дороже: финский пограничный полис на короткий срок в конце 90-х стоил для легкового транспорта $100–150».

1 января 2009 года Россия официально вступила в клуб «Зеленых карт», и полисы иностранных компаний сменились полисами отечественных страховщиков. Появилось два вида «Зеленых карт»: подороже для Европы и подешевле для СНГ. Но драйвером роста была именно Европа: Российский союз автостраховщиков (РСА) сообщал, что около 50 % карт российские компании продают в страны Евросоюза, а по сборам ЕС занимает долю в 80 %.

Новые полисы «Зеленой карты» оказались в 1,5–2 раза дороже западных аналогов, а рынок — чрезвычайно прибыльным. Наши автомобилисты ездили по Европе крайне осторожно, чтобы не лишиться визы в случае грубого нарушения правил, и редко становились виновниками аварий. Для примера: страховые выплаты в 2019 году составили 668 млн рублей, тогда как сборы в 7 раз больше — 4,4 млрд рублей.

Что касается новейшего времени, то сборы страховщиков «Зеленой карты» в 2020 упали почти в 2 раза по сравнению с доковидным 2019 годом, до 2,252 млрд рублей, в 2021 они составили 2,689 млрд рублей и в 2022 году — 2,385 млрд рублей. Теперь трафик перераспределился с Европы на другие направления. И после 1 июня в России по-прежнему можно оформить «Зеленую карту» для въезда на территории соседних Беларуси и Азербайджана, и более далеких Молдовы, Турции и Ирана. Но для Петербурга, одного из ведущих регионов по продажам «Зеленой карты», этот рынок фактически исчез.

Что делать тем, кто может и хочет въехать в Европу на своей машине? Крупные компании теперь не будут продавать иностранные полисы. «Мы не планируем продавать полисы иностранных страховщиков с покрытием на страны Европы, — говорит Павел Яковлев, старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантия». — Автомобилисты могут воспользоваться оставшимися доступными возможностями, например купить полисы страхования ответственности на «той» стороне. Возможно, стоит поискать варианты покупки полиса онлайн». В «Ингосстрахе» сказали, что у них тоже пока нет планов по продаже «Зеленой карты» иностранных страховщиков. Исполнительный директор бюро «Зелёная карта» РСА Сергей Разуван советует российским водителям покупать полис приграничного страхования.

«Как правило, такие полисы продаются на пунктах пропуска соответствующих стран и действуют на всей территории Европейской экономической зоны», — отметил он.

Отказ от продаж нашими страховщиками неудивителен, так как легально продавать такой продукт нельзя. Иностранцам заниматься страхованием в России напрямую запрещено, они вправе лишь участвовать в уставных капиталах российских юрлиц. Поэтому крупные игроки не будут реализовывать «Зеленые карты». Запрет касается не только компаний, но и страховых агентов, которым запрещено рекламировать продажу иностранных страховок и привлекать клиентов. При этом гражданину России не запрещено заключать договоры с иностранными страховыми компаниями.

По сути, оставшийся мизерный рынок «Зеленых карт» на Европу теперь интересен небольшому числу серых брокеров, в том числе и из-за отсутствия перспектив развития. Трафик по Северо-Западу стал в десятки раз меньше доковидного потока. Тем не менее предложения по новым страховкам уже есть. Так, несколько брокеров уже предлагают купить онлайн полисы компаний из Латвии и Польши Balcia и Warta. Страховка на 30 дней для легковой машины стоит €80–90, а на год — от €375 до €470, платить можно как в евро с иностранной карточки, так и в рублях с российской. Это дорого, сейчас официальная цена на «Зеленую карту» — 2,8 тыс. рублей на 2 недели. После покупки полис можно проверить, например через сайт www.ufg.pl, если речь идет о польской страховке. Это сайт страхового гарантийного фонда с базой данных по всем полисам обязательного страхования автогражданской ответственности, выданным в Польше.

Впрочем, если у автовладельца есть карточка иностранного банка, никто ему не мешает самостоятельно поискать страховщика и купить полис напрямую, без посредников. В ТГ-чате «Граница РФ-Норвегия» автовладельцы пишут, что уже пользуются «Зелёной картой» Warta. Также они рассказывают про успешный опыт покупки иностранной «Зеленой карты» онлайн на территории ЕС, потому что поездка затянулась, а срок действия российской страховки закончился.

Купить страховку можно будет и на границе с Финляндией. Во всяком случае, так уверяют в «Финском центре автостраховщиков» Motor Insurers centre. «Зеленую карту» можно купить на пропускных пограничных пунктах финской таможни (Tulli). Минимальный срок действия полиса 30 дней, стоимость страховки для легковой машины составляет 180 евро. Цена одинаковая во всех пунктах продаж.

«Зеленую карту» можно оплатить наличными евро или банковской картой, которая действительна в Финляндии. Рубли к оплате не принимаются, — прокомментировал «Фонтанке» специалист по международным делам бюро «Зеленой карты» в Финляндии Сейя Вайринен. — Также принимаются пограничные страховки стран ЕС, в том числе от латвийских и польских компаний. Страховые полисы должны быть распечатаны и не будут приняты в виде фотографии в мобильных телефонах».

Специалист отметил, что распечатанные страховки будут обязательно проверены на границе при въезде, и выборочно при выезде. Если действие страховки истекло, то продается пограничная страховка ценой 180 евро, так как вождение без полиса в Финляндии запрещено. Также финские автостраховщики отмечают, что минимальный срок действия карты составляет 15 дней.

В дальнейшем перспективы для Петербурга печальные, говорят эксперты.

«С точки зрения международной логистики приграничный Петербург теперь фактически вымершая зона, — отмечает Кирилл Павлов, директор филиала «Росгосстраха» в Петербурге и Ленобласти. — Европейское северо-западное направление стало рынком единичных перевозок, и такой маленький рынок уже неинтересен страховщикам ввиду низкого трафика и отсутствия перспектив роста. Тем более у многих выезжающих за рубеж благодаря ВНЖ или бизнесу уже есть иностранная страховка, и «Зеленая карта» им не нужна. Перевозчики в основном тоже имеют двойную регистрацию и также покупают иностранный полис». Эксперты добавляют, что иностранные страховщики не будут рваться на наш рынок ввиду его незначительности и риска попасть под санкции. Но без страховки наши автомобилисты не останутся, что уже хорошо.

Георгий Карчик, для «Фонтанки.ру»

Личный опыт и возможные проблемы

Основная сложность с программой DV заключается в том, что шанс получить визу и вид на жительство в США крайне низкие, но даже в случае победы соискателю придется найти крупную сумму на подготовку к переезду и сам переезд. Но если таких возможностей просто нет – то и заявку подавать не нужно (тем более, что передать ее кому-то или продать невозможно в принципе).

Но получить отказ можно еще и до розыгрыша – если заявку дисквалифицируют за нарушения:

Мы попросили поделиться своим опытом получения грин-карты блогера Лилит Багдасарову, которая 5 лет назад выиграла в эту лотерею, и вот ее история:

Так что это еще раз доказывает, что грин-карта – действительно неплохой способ уехать жить в США. Но только при двух условиях – если повезет в лотерее, и если на переезд и проживание в Штатах есть деньги.

В какие страны можно будет въехать по Зеленой карте после 1 июня 2023 года

Зеленая карта от российских страховщиков с 1 июня не будет работать в Швейцарии и странах ЕС. Тем не менее, есть ряд стран, где эта страховка продолжат работать и дальше:

Как можно заметить, перечисленные государства, кроме Беларуси и Азербайджана, не граничат с Россией. Чтобы попасть на их территорию, нужно проехать по дорогам других стран – и для этого все равно придется купить новую страховку.

Если срок действия у документа не завершился, менять его не нужно, он продолжает действовать на территории этих стран в полном объеме, и автомобилист остается защищенным в течение всего времени пребывания на территории другого государства. Если указанный в сертификате срок заканчивается, продлить его нельзя – необходимо оформить новый.

Часто задаваемые вопросы

Как теперь продлевать страховой полис?

Продлить срок действия закончившейся страховки нельзя, необходимо приобрести новый полис.

Где купить Зеленую карту после 1 июня?

После 1 июня купить Зеленую карту можно будет в страховых компаниях, полный перечень которых приведен на РСА (Российского союза автостраховщиков). Отметим, что заявку на страхование можно оставить онлайн, но получать документ придется лично в официальных представительствах.

Как пересекать границу с ЕС на автомобиле после 1 июня 2023 года

Водителям на машинах, зарегистрированных в России, при въезде на территорию Европейского союза или Швейцарии необходимо оформить страховой полис местного образца. Страховку можно будет купить на границе любой из стран, куда планируется выезд.

Как и в других случаях, закон действует и в обратном порядке. Граждане стран, разорвавших соглашение с Россией и Белоруссией, обязаны будут приобрести для путешествия российский полис ОСАГО. Сделать это можно будет на границе. Страховка Зеленая карта с 1 июня 2023 года в России для них также работать не будет (соответственно, полис прекращает свое действие с начала лета, независимо от срока действия).

Кто будет покрывать убытки при ДТП

Изменения в работе системы не затронут участников дорожного движения, и они все равно останутся под защитой страховых компаний. Работать это будет так:

То есть, в этом плане изменений для путешественников не будет. А единственное изменение – в том, что заплатить за страховку придется дороже в три раза.

Насколько это будет дороже

Из-за отмены Зеленой карты труднее всего придется российским водителям, которые решили выехать в одну из европейских стран. Так, по старым правилам, минимальная стоимость страховки, необходимой для посещения любой страны в рамках действия полиса Зеленая карта, составляла 2 190 рублей на 15 дней. Поскольку купить Зеленую карту с 1 июня 2023 года в Европу будет невозможно, придется покупать страховку от местной компании.

Стоимость таких полисов – значительно выше:

Купленные полисы пограничного страхования будут действительны во всех странах Европы и Швейцарии. То есть, по купленной в Литве страховке можно будет въезжать из одного государства в любое другое (впрочем, внутри ЕС границ и так фактически нет).

Что же касается обратного направления, то полис ОСАГО, нужный всем иностранцам на территории РФ, тоже может стоить дороже Зеленой карты. Его стоимость будет зависеть от нескольких факторов:

К примеру, ориентировочная стоимость страховки при мощности двигателя авто в 75 лошадиных сил – 2 300 рублей на срок в 15 дней. Номерные знаки у машины остаются иностранными. Если иностранец планирует проживать в РФ постоянно, ему следует получить вид на жительство и заменить номер авто – тогда он купит страховку уже как российский резидент по общим правилам.

Оформлять страховку лучше всего прямо на границе лично у агента страховой компании. Сделать онлайн это будет проблематично – иностранного авто в принципе нет в реестрах РСА, а у водителя иностранные водительские права. Поэтому придется сканировать документы и отправлять их страховой компании, но и тогда есть риск отказа (иностранцы считаются более рискованными клиентами).

Подводя итог, отметим, что стоимость автострахования для россиян из-за отмены Зеленых карт заметно выросла. Если нужно проехать в Европу всего на несколько дней, оптимально ехать через Латвию или Литву – там можно купить сертификат на 2 недели чуть больше, чем за 7 000 российских рублей.

Важно: в свете последних событий участились случаи удаленной продажи якобы действующих сертификатов для поездок за границу в ЕС и Швейцарию. Многие организации предлагают получить Зеленую карту за 10 тысяч рублей и более, но в итоге она может оказаться поддельной и никаких гарантий на этот счет нет. Оплату за подобную услугу просят переводить прямо на карту, что тоже не спасает от мошенничества. Кроме того, посредники обычно не имеют действующих офисов и работают исключительно удаленно.

История работы системы

Зеленая карта работает давно – еще с 1953 года. Вся работа координируется через специальный Совет, в который входят представители национальных страховых бюро стран-участниц. Например, Россию там представляет Российский союз автостраховщиков – структура, которая занимается регулированием системы ОСАГО.

Идея создать такую систему связана с запуском автострахования в странах Европы. Еще с первой половины прошлого века в отдельных странах Европы было внедрено обязательное страхование гражданской ответственности обладателей транспортных средств. Первым его запустили Швейцария, Чехословакия, Германия, Австрия и Великобритания. Несколько позднее к этим государствам присоединилась Дания, Финляндия, Бельгия, Швеция и Норвегия.

Аналогичный закон примерно тогда же был принят и в России, но не стал актуальным – на дорогах было не так много автотранспорта.

Проблема была в том, что каждая из стран имела свои законодательные акты, которые в некоторых пунктах существенно отличались друг от друга. Это вызывало трудности при необходимости пересечения госграниц и в случае потребности в решении юридических проблем, связанных с ответственностью водителя – процедуры компенсации убытков были сложными, поскольку было непонятно, по каким правилам их проводить, если иностранец попал в аварию в другой стране.

Сначала вопросы решались с помощью двухсторонних соглашений, и только со временем страны пришли к идее запустить единую систему. Первая система взаимного признания страховых полисов была создана в скандинавских странах в период Второй мировой войны – она и выдавала бумаги зеленого цвета. Так и появилось название, которое долгое время находится на слуху у всех.

В 1949 году была учреждена новая система страхования со штаб-квартирой в Лондоне. В течение года были разработаны и приняты правила работы Зеленой карты, и с начала 1953 года она включилась в работу. В 2006 году штаб-квартира организации была перемещена в Брюссель.

Сейчас в систему входят 48 стран, включая Россию:

Процедура подачи заявки

Каждый год американское законодательство позволяет выделить 55 000 виз для уроженцев стран, из которых уровень иммиграции был относительно низким (за 5 лет из этой страны должно прибыть не более 50 тысяч человек). То есть, в 2021 году есть несколько стран, граждане которых не могут подать заявку на участие в лотерее, так как их соотечественники слишком активно переезжали в США в прошлые 5 лет.

Среди этих стран, к примеру, есть Канада, Великобритания, Мексика, Южная Корея, Индия, Китай, Колумбия, Вьетнам, Бразилия и некоторые другие. При этом правила программы достаточно лояльны: если заявку подают два супруга, и один из них родился в «запрещенной» стране, а другой – в «разрешенной», то заявку подать можно. Участвовать в программе можно и тому, кто родился в «запрещенной» стране, если его родители были из другой страны.

Второе основное требование касается уровня образования. Подать заявку можно, если у соискателя:

Если требования по стране рождения и образованию/стажу соблюдаются, можно приступать к заполнению заявки. Это бесплатно, но форма не самая простая – поэтому жители многих стран предпочитают заплатить посредникам (что, как правило, заканчивается исключением заявки, но об этом дальше).

Лотерея идет достаточно долго. В 2021 году подача заявок открылась с 6 октября и закрылась с 9 ноября. Те, кто выиграет грин-карту в этой лотерее, поехать в США смогут только в конце 2023 года или позже, поэтому розыгрыш нынешнего года называется DV-2023 (от сокращенного Diversity Visa). Сам розыгрыш проходит через полгода.

Итак, если все требования выполняются, и дата подачи заявки уже наступила, то для этого нужно открыть сайт www.dvlottery.state.gov. Подать заявку на участие можно только в электронном виде, никаких бумажных писем или заявлений никто не принимает.

Самое главное – правильно заполнить анкету-заявление на грин-карту. Делается это на английском языке латиницей. Документ на сайте посольства США в России дает такие инструкции по заполнению:

Особенно сложно угодить Госдепартаменту фотографиями – к ним предъявляется столько требований, что с первого раза прикрепить фото и отправить заявку не получается почти ни у кого.

Так, к фотографиям будут такие же требования, что и на другие визы в США:

Сложнее всего будет правильно вырезать фото – нужных параметров по разрешению и размеру файла.

После заполнения и отправки заявления, на экране появится страница-подтверждение и номер подтверждения. Все это в обязательном порядке нужно сохранить – иначе будет просто невозможно узнать, одобрена ли заявка на визу.

Что происходит с программой в 2021-2022 годах?

Лотерея на право получить грин-карту актуальна для всех стран, кроме исключенных из перечня (об этом было выше), в том числе и для России. Это означает, что россияне могут подавать заявления на участие в розыгрыше, и претендовать на победу в соответствии со статистическим распределением номеров.

Однако все сильно усложнилось в 2021 году. Российское правительство в ответ на очередную высылку российских дипломатов запретило нанимать на работу в консульства и посольство США российских граждан. То есть, посольство США работает, но из-за ограниченных кадровых возможностей с 12 мая сократило перечень оказываемых услуг. Сохранились только:

Соответственно, выдача неиммиграционных виз, а также иммиграционных в рамках лотереи была официально прекращена.

Работа консульств США в Екатеринбурге и Владивостоке также приостановлена.

Посольство США объясняет, что сейчас обслуживает только дипломатов, соответственно, остальным гражданам остается подавать заявления на визы в любом посольстве или консульстве США, где они смогут попасть на прием.

А недавно Госдепартамента США порекомендовал россиянам обращаться за иммиграционными визами в посольство США в Варшаве (Польша). Также соискатели виз из России теперь числятся в категории homeless – это жители тех стран, где у США нет никаких диппредставительств. Но если гражданин РФ проживает в другой стране (где есть консульства США), то он без проблем может оформить визу в дипломатическом учреждении этой страны.

На данный момент, вероятно, лучше придерживаться рекомендаций Госдепартамента и записываться на собеседование в Варшаве. Туда летает «Аэрофлот» и польская компания LOT, но для въезда нужно иметь свежий отрицательный ПЦР-тест на коронавирус, а после отправиться на обязательный карантин (сроком до 14 дней, но 8-й день можно сдать тест и выйти по отрицательному результату). Проблема в том, что попасть в Польшу россияне могут лишь по Шенгенской визе, получить которую в сложившейся ситуации будет непросто.

Представители некоторых стран пытаются судиться с иммиграционными органами США, но пока ощутимых результатов это не принесло. Результаты розыгрыша лотереи на 2023 год появятся в мае 2022-го, вероятно, к тому моменту проблема будет частично решена.

Дальнейшие действия после подачи заявления

После того, как соискатель грин-карты подал заявление, от него уже ничего не зависит – все дальнейшие действия берет на себя американское правительство (отсеивает некорректные заявления), и компьютерный алгоритм (отбирает победителей из всех заявок). Теория вероятностей говорит, что шансы выиграть грин-карту не очень высокие – например, в прошлом году было подано 23 миллиона заявлений, из которых выиграли только 55 тысяч, или 0,239% от всех участников.

Однако есть одна особенность – вероятность выигрыша зависит еще и от того, из какой страны подается заявка. Так, все страны мира были поделены на 6 регионов, и вероятность выиграть в каждом из них сильно отличается:

  • – вероятность выиграть 1,31%;
  • – шансы выиграть 0,5% (сейчас Канада и Мексика – вообще «запрещенные» страны);
  • – шансы выиграть 6,22%;
  • Южная, Центральная Америка и Карибы – 1,05%.

В лотерее 2023 года шансы для всех будут ниже – число желающих эмигрировать в США только растет, а число грин-карт уже который год неизменно. Кроме того, по неофициальным данным, организаторы розыгрыша грин-карт намеренно снижают вероятность выигрыша для некоторых стран внутри одного региона, но по официальным правилам этого нет.

Проверять, выиграла ли заявка, нужно на том же сайте – www.dvlottery.state.gov в соответствующем разделе, для чего потребуется номер подтверждения и некоторые персональные данные. Другого способа проверить статус не будет – звонить по телефону или писать на электронную почту сотрудники правительства США или посольства тоже не будут.

В 2020 году в системе произошли некоторые изменения – так, многие участники лотереи долго не могли узнать свой статус, и некоторые победители в теории могут вообще лишиться грин-карты из-за пандемии коронавируса, рассказал доцент Дмитрий Карпухин из Финансового университета:

Однако даже победа в лотерее на грин-карту не означает, что победитель сможет уехать на постоянное проживание в США – по статистике, минимум 15-20% победителей этого сделать не могут (а в реальности и все 50%). Дело в том, что США не хотят приглашать к себе тех, кто рискует оказаться на иждивении государства, поэтому после победы в лотерее нужно пройти еще ряд проверок.

В частности, соискателю визы придется:

Получить же непосредственно грин-карту можно только в США, куда нужно будет въехать по иммиграционной визе, и только в течение полугода после медосмотра.

После переезда не стоит рассчитывать на помощь американских властей – расходы на билеты, проживание, изучение языка и все остальное полностью ложатся на иммигранта.

Оставьте комментарий