По аналогии с российской системой ОСАГО работает и международная система «Зеленая карта». По таким полисам можно въезжать в другие страны, при этом ответственность водителя застрахована. Увы, от санкций пострадала и эта система. Зеленая карта с 1 июня 2023 года для России будет работать в ограниченном режиме. Что именно поменяется – рассказываем в нашей новой статье.
Что такое Зеленая карта и зачем она нужна
Уже много лет у любого автомобиля на дороге в России должен быть полис ОСАГО – по нему страховая компания выплачивает ущерб потерпевшей стороне в случае ДТП. Но этот полис действует только внутри РФ и ущерб выплачивает исключительно российский страховщик.
Для поездок за границу есть аналог – Зеленая карта (не путать с Green Card – документом о праве на трудоустройство в США). Это международный полис страхования автогражданской ответственности, он обязательно нужен для автомобильных поездок в страны ЕС, а также в не входящую в него Швейцарию. Такой документ подтверждает то, что ответственность автомобилиста застрахована.
Основная задача Зеленой карты – защитить пострадавших в случае аварии, и работает она в обе стороны:
Так как ущерб при ДТП может быть внушительным, наличие страхового полиса в обязательном порядке проверяется на границе таможенными органами.
В случае если автомобилист пересечет границу без такой страховки или срок ее действия завершится в стране, ему придется не только купить полис, но и оплатить крупный штраф. Как правило, купить Зеленую карту можно недалеко от границы – до выезда за пределы страны.
История работы системы
Зеленая карта работает давно – еще с 1953 года. Вся работа координируется через специальный Совет, в который входят представители национальных страховых бюро стран-участниц. Например, Россию там представляет Российский союз автостраховщиков – структура, которая занимается регулированием системы ОСАГО.
Идея создать такую систему связана с запуском автострахования в странах Европы. Еще с первой половины прошлого века в отдельных странах Европы было внедрено обязательное страхование гражданской ответственности обладателей транспортных средств. Первым его запустили Швейцария, Чехословакия, Германия, Австрия и Великобритания. Несколько позднее к этим государствам присоединилась Дания, Финляндия, Бельгия, Швеция и Норвегия.
Аналогичный закон примерно тогда же был принят и в России, но не стал актуальным – на дорогах было не так много автотранспорта.
Проблема была в том, что каждая из стран имела свои законодательные акты, которые в некоторых пунктах существенно отличались друг от друга. Это вызывало трудности при необходимости пересечения госграниц и в случае потребности в решении юридических проблем, связанных с ответственностью водителя – процедуры компенсации убытков были сложными, поскольку было непонятно, по каким правилам их проводить, если иностранец попал в аварию в другой стране.
Сначала вопросы решались с помощью двухсторонних соглашений, и только со временем страны пришли к идее запустить единую систему. Первая система взаимного признания страховых полисов была создана в скандинавских странах в период Второй мировой войны – она и выдавала бумаги зеленого цвета. Так и появилось название, которое долгое время находится на слуху у всех.
В 1949 году была учреждена новая система страхования со штаб-квартирой в Лондоне. В течение года были разработаны и приняты правила работы Зеленой карты, и с начала 1953 года она включилась в работу. В 2006 году штаб-квартира организации была перемещена в Брюссель.
Сейчас в систему входят 48 стран, включая Россию:
Почему Зеленая карта отменяется с 1 июня 2023 года
Россия присоединилась к системе относительно недавно – с 1 января 2009 года. С того момента выданные в России карты действовали в ЕС и наоборот, а российскую часть представлял РСА от лица 12 страховых компаний. Но 26 мая 2022 года ведомство сообщило, что международные договоренности по поводу автогражданской ответственности, заключенные с Беларусью и Россией разорваны, и в связи с этим полисы Зеленой карты после 1 июня 2023 года, выданные в РФ, прекращают свое действие:
Судя по всему, решение было принято на уровне ЕС, затем его подтвердили национальные бюро стран, входящих в него (в том числе Швейцарии). Официальная причина – специальная военная операция.
Уже с 1 июня 2023 года авто с купленными в России Зелеными картами не смогут въехать в страны Евросоюза и Швейцарию. Также это актуально и для встречного направления – водители из Европы не смогут въехать в РФ и Беларусь, имея лишь европейскую Зеленую карту.
При этом не важно, Зеленая карта заканчивается 1 июня 2023 года или позже, документ в любом случае теряет силу с наступлением лета – даже если срок окончания его действия еще не подошел к концу.
Как пересекать границу с ЕС на автомобиле после 1 июня 2023 года
Водителям на машинах, зарегистрированных в России, при въезде на территорию Европейского союза или Швейцарии необходимо оформить страховой полис местного образца. Страховку можно будет купить на границе любой из стран, куда планируется выезд.
Как и в других случаях, закон действует и в обратном порядке. Граждане стран, разорвавших соглашение с Россией и Белоруссией, обязаны будут приобрести для путешествия российский полис ОСАГО. Сделать это можно будет на границе. Страховка Зеленая карта с 1 июня 2023 года в России для них также работать не будет (соответственно, полис прекращает свое действие с начала лета, независимо от срока действия).
Насколько это будет дороже
Из-за отмены Зеленой карты труднее всего придется российским водителям, которые решили выехать в одну из европейских стран. Так, по старым правилам, минимальная стоимость страховки, необходимой для посещения любой страны в рамках действия полиса Зеленая карта, составляла 2 190 рублей на 15 дней. Поскольку купить Зеленую карту с 1 июня 2023 года в Европу будет невозможно, придется покупать страховку от местной компании.
Стоимость таких полисов – значительно выше:
Купленные полисы пограничного страхования будут действительны во всех странах Европы и Швейцарии. То есть, по купленной в Литве страховке можно будет въезжать из одного государства в любое другое (впрочем, внутри ЕС границ и так фактически нет).
Что же касается обратного направления, то полис ОСАГО, нужный всем иностранцам на территории РФ, тоже может стоить дороже Зеленой карты. Его стоимость будет зависеть от нескольких факторов:
К примеру, ориентировочная стоимость страховки при мощности двигателя авто в 75 лошадиных сил – 2 300 рублей на срок в 15 дней. Номерные знаки у машины остаются иностранными. Если иностранец планирует проживать в РФ постоянно, ему следует получить вид на жительство и заменить номер авто – тогда он купит страховку уже как российский резидент по общим правилам.
Оформлять страховку лучше всего прямо на границе лично у агента страховой компании. Сделать онлайн это будет проблематично – иностранного авто в принципе нет в реестрах РСА, а у водителя иностранные водительские права. Поэтому придется сканировать документы и отправлять их страховой компании, но и тогда есть риск отказа (иностранцы считаются более рискованными клиентами).
Подводя итог, отметим, что стоимость автострахования для россиян из-за отмены Зеленых карт заметно выросла. Если нужно проехать в Европу всего на несколько дней, оптимально ехать через Латвию или Литву – там можно купить сертификат на 2 недели чуть больше, чем за 7 000 российских рублей.
Важно: в свете последних событий участились случаи удаленной продажи якобы действующих сертификатов для поездок за границу в ЕС и Швейцарию. Многие организации предлагают получить Зеленую карту за 10 тысяч рублей и более, но в итоге она может оказаться поддельной и никаких гарантий на этот счет нет. Оплату за подобную услугу просят переводить прямо на карту, что тоже не спасает от мошенничества. Кроме того, посредники обычно не имеют действующих офисов и работают исключительно удаленно.
Кто будет покрывать убытки при ДТП
Изменения в работе системы не затронут участников дорожного движения, и они все равно останутся под защитой страховых компаний. Работать это будет так:
То есть, в этом плане изменений для путешественников не будет. А единственное изменение – в том, что заплатить за страховку придется дороже в три раза.
В какие страны можно будет въехать по Зеленой карте после 1 июня 2023 года
Зеленая карта от российских страховщиков с 1 июня не будет работать в Швейцарии и странах ЕС. Тем не менее, есть ряд стран, где эта страховка продолжат работать и дальше:
Как можно заметить, перечисленные государства, кроме Беларуси и Азербайджана, не граничат с Россией. Чтобы попасть на их территорию, нужно проехать по дорогам других стран – и для этого все равно придется купить новую страховку.
Если срок действия у документа не завершился, менять его не нужно, он продолжает действовать на территории этих стран в полном объеме, и автомобилист остается защищенным в течение всего времени пребывания на территории другого государства. Если указанный в сертификате срок заканчивается, продлить его нельзя – необходимо оформить новый.
Часто задаваемые вопросы
Как теперь продлевать страховой полис?
Продлить срок действия закончившейся страховки нельзя, необходимо приобрести новый полис.
Где купить Зеленую карту после 1 июня?
После 1 июня купить Зеленую карту можно будет в страховых компаниях, полный перечень которых приведен на РСА (Российского союза автостраховщиков). Отметим, что заявку на страхование можно оставить онлайн, но получать документ придется лично в официальных представительствах.
С 1 июня более 30 стран (члены ЕС, Великобритания и Швейцария) прекратят работу с Беларусью по международной системе страхования гражданской ответственности «Зелёная карта». Журналисты портала Office Life на собственном опыте проверили, какими способами сейчас можно приобрести страховку, во сколько это обойдётся и что нужно делать, чтобы не нарваться на мошенников.
Покупка прямо на границе
Полис теперь можно получить только за рубежом. В Госпогранкомитете пояснили: белорусские пограничники больше не проверяют наличие «Зелёной карты» у наших водителей. Но при этом ГПК не может предоставить информацию о наличии на территории польских и литовских пунктов пропуска павильонов, где доступна покупка такой страховки.
Согласно информации из водительских телеграм-чатов, по состоянию на 23 мая в Литве полис можно оформить в пунктах пропуска «Каменный Лог — Мядининкай», «Котловка — Лаворишкес», «Бенякони — Шальчининкай» и «Привалка — Райгардас». В Латвии и Польше страховки также можно оформить на действующих пограничных пунктах.
Офис страховой компании в ЕС
Белорусский автомобиль можно застраховать в офисах на территории Латвии, Литвы и Польши. Правда, делают это не все компании. Примерный перечень опубликовало Белорусское бюро по транспортному страхованию.
Такой способ подходит прежде всего тем, кто часто бывает за границей или там работает. Можно каждый раз покупать полис в удобном для вас населённом пункте или сразу оформить на длительный срок — полгода или год.
Если же вы находитесь в Беларуси, то можно попросить купить страховку на ваш автомобиль в Литве кого-то из знакомых, кто часто там бывает или проживает. А уже потом они могли бы передать или привезти её вам. Правда, здесь есть вопросы. В некоторых компаниях страховки могут оформить только по оригиналам документов (паспорт, техпаспорт, водительское удостоверение). В приграничных чатах пишут, что есть варианты оформления по копиям, но подтвердить этот факт журналистам не удалось.
Покупка полиса онлайн
Сертификаты в Европе можно продавать удалённо, пересылать через интернет и распечатывать. Необходимо следовать стандарту: цвет шрифта — только чёрный, бумага — белая или зелёная, размер — от А6 до А4.
Для оформления такого полиса нужно прислать в страховую компанию фото или сканы документов: техпаспорта на автомобиль с двух сторон, копии страниц паспорта, водительское удостоверение. Обычно страховщики также требуют некоторую дополнительную информацию: водительский стаж, вид топлива и объём двигателя автомобиля, адрес и контакты лица, запрашивающего страховку, и т. д.
Однако оформлять удалённые страховки для белорусских автомобилей готова только одна страна — Греция. При этом клиенту самому нужно найти компанию, которая согласна работать с белорусами. А также решить проблему оплаты. Даже если вы имеете валютный счёт в банке, не подпавшем под санкции, и ваша карта прекрасно работала в Европе во время отпуска, это ничего не значит. Ведь в данном случае перевести деньги нужно будет юридическому лицу.
Кроме того, во многих странах полисы значительно дороже, чем в Литве и Польше. Так, в той же Греции «Зелёная карта» на 30 дней стоит €180. В Словакии — €130, в Эстонии — €155, в Финляндии — €180, а в Венгрии вообще больше €240.
Покупка через посредника
Сейчас в приграничных телеграм-чатах масса предложений о продаже полисов «Зелёная карта» онлайн — обещают выслать готовый документ в pdf-формате прямо вам на электронную почту. После оплаты, разумеется.
К сожалению, надёжного способа проверить, реально действующую страховку вы в итоге получите или «пустышку», нет. К тому же иногда вызывают сомнения предлагаемые способы внесения средств. Например, портал в качестве эксперимента попросил одного из посредников прислать реквизиты для оплаты. Это оказался счёт физического лица с украинской фамилией в банке Брюсселя. А бывают вообще запутанные схемы — от сложных транзакций на европейские карты до платежей через российские (!) банки.
Заключение
Варианты покупки «зелёного полиса» онлайн и в офисах зарубежных компаний для белорусов в основном являются «экзотическими». Они подходят наверняка лишь тем, кто часто бывает в ЕС сам или имеет доступ к денежным счетам в Европе, что позволяет легко осуществлять платежи в любой стране. Связываться же с посредниками (если это не ваши хорошие знакомые) издание не советует.
Пока же большинству лучше покупать страховки на границе, считает портал. Возможно, со временем, когда система будет налажена, появятся более удобные варианты.
Подписывайтесь на наши новости в Telegram
Меньше чем через месяц более 30 стран (члены ЕС, Великобритания и Швейцария) прекратят работу с Беларусью по международной системе страхования гражданской ответственности «Зелёная карта». Некоторые страны, например Финляндия, уже пояснили, как будут в дальнейшем взаимодействовать с нашей страной в этом вопросе. А о ценах на страховки в граничащих с нами странах Евросоюза рассказал портал S13.ru.
После 1 июня 2023 года:
То есть если у вас есть действующая «Зелёная карта» с длительным сроком, то она автоматически прекратит работать в 23:59 в среду, 31 мая 2023-го. Новый полис для поездок в страны, обозначенные выше, можно оформить только при условии, что срок его действия заканчивается до 31 мая этого года.
«Зелёная карта» в Беларуси продавалась по ценам от 30 до 425 евро. Самая дешёвая имеет срок действия в 15 дней. Месячная страховка на легковое авто стоила 50 евро. «Зелёная карта» на три месяца продавалась за 145 евро, на полгода — за 230, а на год — за 425 евро.
Теперь белорусам придётся страховать транспорт прямо на границе — непосредственно в Польше, Литве или Латвии. Например, если белорусская машина едет в Литву, то она пересекает пункт пропуска со стороны Беларуси, а полис оформляет на литовской стороне.
В Литве цены на страховки для легковых авто, зарегистрированных в Беларуси, выглядят следующим образом: пятнадцать дней — 21 евро, месяц — 36 евро, три месяца — 108 евро.
В Польше застраховать белорусский автомобиль можно по ценам от 37 евро за тридцать дней. Страховка на три месяца обойдётся в 97 евро, на полгода — в 165, годовой полис — в 225 евро.
Напомним, с 1 июня «Зелёная карта», выданная в РБ и РФ, технически останется действительной только на территории Азербайджана, Албании, Боснии и Герцеговины, Ирана, Израиля, Марокко, Молдовы, Северной Македонии, Сербии, Туниса, Турции и Черногории.
Недавно стало известно, что страны Европы прекращают сотрудничество с бюро «Зелёная карта» России и Беларуси. Что это значит для путешественников, рассказывает портал Office Life.
«Зелёная карта» — международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Она гарантирует возмещение ущерба пострадавшей стороне в случае ДТП на территории страны, входящей в систему. В «Зелёной карте» 48 стран. Беларусь вступила в неё в 2003 году.
Владелец ТС при выезде из Беларуси в страны, входящие в систему «Зелёная карта», должен приобрести страховой сертификат, который подтверждает, что его ответственность застрахована, и предъявить его в пункте пропуска на государственной границе. Сертификат действует во всех странах, входящих в систему. Перечень государств, на которые распространяется действие договора «Зелёная карта», указан в страховом сертификате.
Пока что выехать за границу белорусам можно по старым правилам, описанным выше. Несмотря на то что автостраховщики из Европы расторгли договоры с белорусскими коллегами, в один миг всё не заканчивается. Срок действия обязательств по взаимному признанию «Зелёной карты» истечёт 31 мая 2023 года в 23:59 по центральноевропейскому времени.
— Это значит, что с 1 июня 2023 года в 29 странах ЕЭЗ, а также в Швейцарии, Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, которые официально уведомили о расторжении двустороннего соглашения, прекращается взаимное признание договоров «Зелёная карта», — пояснили журналистам в Белорусском бюро по транспортному страхованию (ББТС).
Таким образом, купленные страховки всё ещё работают.
— На данный момент заключённые ранее договоры «Зелёная карта» имеют силу в пределах их срока действия, — говорят в ББТС.
Кроме того, почти год белорусы могут путешествовать на машине по Европе, как раньше. До мая 2023-го можно оформить страховку на прежних условиях, только срок действия её будет ограничен.
Как указано выше, 1 июня 2023 года — единая официальная дата окончания признания договоров «Зелёная карта». Это значит, что до наступления установленного срока возможность въезда в вышеперечисленные страны сохраняется на прежних условиях, если не будут приняты иные решения.
Что делать с 1 июня 2023 года? Пока никто не может сказать, как будет оформляться страхование ответственности за границей, сколько это будет стоить и каким окажется порядок возмещения вреда. В ББТС рассчитывают, что к лету 2023-го будут разработаны все документы, регулирующие эти вопросы.
Кстати, для страхового рынка «удельный вес» «Зелёной карты» внушительный: по данным белорусского бюро, в объёме страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности суммы по договорам «Зелёная карта» составляют 21,8%.
— Обычно мы всё узнаем в самый последний момент, — признаётся сотрудник страховой компании. — Пока договоры действуют — и хорошо. Можно допустить, что расценки в иностранных страховых через год будут соизмеримы с нынешними. В отношении владельцев иностранных ТС, которые въезжают на территорию Беларуси, полис сроком до 15 дней стоит €17, на месяц — €25. Это меньше, чем «Зелёная карта» (на 15 дней — €30, на месяц — €50). Это в случае, если автомобилист посещает одну страну. Транзитный проезд автоматически становится невыгодным.
— Можно предположить, что договоры страхования придётся заключать сразу после пересечения границы, как много лет назад, — говорит перегонщик автомобилей со стажем Евгений. — Въехал на территорию Польши, подошёл к специальной будке — пани Ядвига выписала тебе полис. И так в каждой стране. В принципе, на границах стран ЕС и сейчас есть крупные логистические центры с полным спектром услуг. И услуги страхования иностранных транспортных средств на территории Польши тоже есть: 145 злотых — на месяц (примерно 83,6 рубля по состоянию на 21 июня), 910 злотых — на год (около 525 рублей). Прибыльная ниша будет занята в любом случае. Беспокоит другое: сегодня водители обязаны предъявлять полис «Зелёная карта» при выезде из страны — не начнут ли с нас брать за страховку и те и другие?
— Скорее всего, удобства в плане страховки станет меньше, но ничего катастрофического не произойдёт, — рассуждает Олег (в середине 1990-х он часто ездил в Польшу и даже попал там в ДТП). — Мы тогда, успешно продав на рынке в Варшаве прицеп «Зубрёнок», ехали домой, укомплектованные видеомагнитофоном и жевательными резинками. Недалеко от польско-белорусской границы в наши «Жигули Копейку» врезался пьяный поляк на Fiat. Он успел скрыться, а мы вызвали полицию, обратились за медпомощью — мне наложили несколько швов на голове. Виновного нашли на следующий день. Мы даже не подозревали, что можем получить компенсацию. Хорошо, что водитель в очереди на границе подсказал. Вернулись, взяли данные о ДТП в полиции, нашли СТО, которая выписала нам счёт на ремонт, не забыв про свои 20%, подали документы в страховую. Три дня жили в машине, проели всё, что было, но $1 000 в итоге получили. По тем временам — вообще отлично!
По нынешним меркам год — значительный срок, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие событий, замечает портал. При пессимистичном сценарии нас ожидает возврат к системе страхования, действовавшей до вступления Беларуси в систему «Зелёная карта». То есть за границу поехать на машине будет можно, если вдруг случится ДТП, возмещение белорусы как-то получат. А насколько это будет удобно — другой вопрос.
Читайте и подписывайтесь на наши новости в Yandex. Zen и Telegram
Узнали, как застраховать авто после отмены “Зеленой карты” при выезде в Евросоюз и сколько это стоит.
С 1 июня 2023 для белорусов перестанет действовать “Зеленая карта”. Такое решение в качестве санкции уже давно приняло главное бюро в Лондоне на фоне ситуации в Украине.
Единый страховой сертификат, оформленный в Беларуси, позволял нашим автомобилистам свободно перемещаться по странам Европейской экономической зоны (ЕС, Швейцария и Великобритания).
Белорусские страховые перестали делать “Зеленую карту” с 17 мая, поскольку минимальный период действия составлял 15 дней. Теперь владельцы белорусских транспортных средств при пересечении границы с Евросоюзом должны будут заключать договор пограничного страхования.
Журналист Tochka.by оценил, сколько может стоить автостраховка, прежде всего, на границе с Польшей и Литвой. Пока она дешевле “Зеленой карты”. Но легко ли ее оформить?
Можно ли оформить автостраховку дистанционно
Застраховать автомобиль с белорусскими номерами заранее онлайн нельзя. Это в созданном для клиентов чате подтвердила страховой агент, работающая в Белостоке. Она сослалась на письмо регулятора, в котором подчеркивалось, что “за этим будут следить”.
В частности, для оформления польского OC Graniczna обязательно необходимы оригиналы документов и личное присутствие автовладельца.
Один из пользователей чата отметил, что ему хватило распечатки на погранпереходе в Бресте. Но это было полтора месяца назад, когда “Зеленая карта” еще работала. Поэтому белорус рекомендует все же пересекать границу с документом на руках, чтобы решение вопроса не зависело от благосклонности пограничников, которые будут работать в конкретный день.
Что такое страховка OC Graniczne
OC Graniczne – это краткосрочное автострахование в Польше для водителей, чье транспортное средство зарегистрировано за пределами Европейского союза.
Такую страховку можно оформить на срок от 30 дней до года, а затем постоянно продлевать. Действует она на тех же условиях, то есть иностранный водитель при ДТП получит компенсацию и не будет возмещать ущерб, причиненный другому автомобилю.
Сколько стоит ОС Graniczne
По состоянию на март 2023 года стоимость страховки OC Graniczne на 30 дней начиналась от 150 злотых (33 евро). Примерно во столько же (30 евро в эквиваленте) обходилась “Зеленая карта” в Беларуси, но на 15 дней, на месяц она стоила 50 евро.
Журналист Tochka.by поговорил с белорусом, у которого автомобиль имеет польскую регистрацию. Ему страховка на 30 дней минувшей осенью обошлась вдвое дешевле – 75 злотых (16,5 евро).
Стоимость определяется индивидуально страховой компанией. Итоговая цена может зависеть от совокупности факторов: возраст автомобиля, объем двигателя, количество предыдущих владельцев, стажа вождения и так далее.
Страховой агент попросила участников чата не спрашивать ее, сколько может стоить страховой полис на границе после 1 июня. Судя по всему, цену сформирует рынок.
С одной стороны, высокий спрос способен повлиять на разницу цен на границе и внутри Польши, как это происходит, например, с обменниками во многих странах.
С другой – большая конкуренция и борьба за автомобилистов может потянуть ценник вниз. Кроме того, у посредника (страхового агента) стоимость изначально может быть меньше, поскольку страховые компании делают для него скидки за бумажную волокиту и привод сразу большого числа клиентов. Такое в Польше характерно, например, для медицинского страхования.
Что будет, если ездить без страховки
Размеры штрафов за езду без страховки в Польше привязаны к минимальной зарплате, которая в 2023 году поднимется дважды.
До июля для легкового транспорта штраф за отсутствие автостраховки в пределах трех дней составит 1400 злотых (308 евро). Более двух недель – 6980 злотых (1530 евро). Во втором полугодии цифры станут еще выше.
Оформляют ли страховки на границе с Литвой
Ситуация на границе Беларуси с Литвой несколько проще. Многие отправляются в северную страну-соседку. Но, учитывая, что Варшава на фоне всего оставила открытым только один пункт пропуска (“Тересполь” – “Брест”), наши автомобилисты часто едут в Польшу и другие страны ЕС через Литву.
В одном тематическом паблике появились сведения, что без возможности купить страховку в пункте пропуска литовские пограничники возвращают белорусских автомобилистов, в том числе тех, кто оформил сертификат онлайн.
“В «Лоше» не пропускали. Ни по копии, ни по фото. Всех на разворот”, – написал участник чата.
В Telegram-канале “Граница Беларусь-Польша-Литва” сообщается, что с 18 мая в пункте пропуска “Брест” – “Тересполь” страховки на самой границе не оформляют решением коменданта. Без них автомобили разворачивают.
А вот при въезде в Литву застраховать авто можно при пересечении границы через “Каменный Лог” – “Мядининкай”, “Котловку” – “Лаворишкес”, “Бенякони” – “Шальчининкай”, “Привалку” – “Райгардас”.
На границе с Латвией это возможно в пункте пропуска “Григоровщина” – “Патерниеки”.
По последним данным, страховка для легковушек на белорусских номерах в Литве все еще стоит 25 евро на 15 дней и 35 евро – на месяц. В Латвии придется заплатить 100 евро за 30 дней.
Хорошая новость заключается в том, что страновые страховки действуют во всех государствах Евросоюза. Соответственно, купив на границе минимальную, можно добраться до места назначения, а затем оформить более долгосрочный сертификат.
Нужна ли “Зеленая карта” в Россию
Белорусская “Зеленая карта” продолжит действовать в Азербайджане, Турции и России. Также они будут действительны в европейских странах, не входящих в Евросоюз (кроме Великобритании и Швейцарии): Албания, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Северная Македония. Но понятно, что без проезда через Литву или Польшу в эти государства не попасть.
Варшавка в Viber – тут люди общаются на тему перехода границы
Варшавка в Telegram – для продвинутых
С Россией – отдельная история. Разговоры о единой “автогражданке” на территории Союзного государства ведутся уже давно. Появлялась информация, что общий полис могут ввести с 2023-го, потом речь шла о середине этого года. Но пока все по-прежнему.
С 1 июня 2023 года взаимоотношения в системе «Зеленая карта» со странами ЕС прекращаются. Это нововведение касается в первую очередь тех, кто выезжает в Европу на своем автомобиле. Карта — это международный страховой сертификат, действующий в ряде стран, подключенных к общей системе. Он гарантирует получение выплаты при наступлении страхового случая в любой из этих стран. Начиная с лета карта перестанет действовать.
Задали основные вопросы на тему «Как быть дальше?» страховому эксперту компании «Автопромсервис» (импортер Mitsubishi, Nissan, Renault, Lada в Беларуси).
Что меняется для водителей?
Сертификаты зеленых карт утратят свою силу на территории Беларуси и Российской Федерации. В то же время они останутся действительными в тех странах, где действует система зеленой карты. Решение определенное время назад было принято в бюро «Зеленая карта» в Лондоне. Европейцы, которые въезжают в РБ, обязаны будут покупать наше так называемое пограничное страхование. И наши водители, которые будут выезжать в страны ЕС, обязаны будут там тоже оформлять европейское пограничное страхование.
Фактически мы выпадем из пространства зеленой карты, а поляки и литовцы должны будут обустраивать какие-то пункты оплаты на своей стороне, чтобы оформлять страховки, как это было в начале 90-х.
Как действовать с учетом новых правил?
Учитывать новые условия в системе «Зеленая карта» при планировании автомобильных поездок в европейские страны. А именно: помнить, что до конца мая этого года «карту» у нас можно оформить только на 15 календарных дней и не больше. То есть с 17 мая могут отказать в оформлении. Это касается следующих стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.
Если нахождение в этих странах планируется на более длительный срок, то нужно оформлять договор страхования ответственности автовладельцев в стране нахождения. Либо делать это сразу в момент пересечения границы при выезде из Беларуси.
Продолжается ли действие зеленой карты, купленной заранее и после 1 июня?
Нет, не продолжается. Согласно решению Совета бюро системы «Зеленая карта» от 22 мая 2022 года:
Но если полис выписан и на другие страны, то там его действие продолжается без ограничений.
Для каких стран все остается по-прежнему?
Не изменился порядок действий для белорусов, выезжающих в Россию и некоторые другие страны. Наши договоры страхования системы «Зеленая карта» там признаются и продолжают действовать. Кроме России, это относится к некоторых странам Европы и Африки, таким как Азербайджан, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Иран, Марокко, Молдова, Северная Македония, Сербия, Тунис, Турция, Черногория.
Сколько будет стоить новая услуга страхования на границе?
Раньше в зависимости от срока страхования купить зеленую карту в Беларуси можно было от 30 до 425 евро (на 15 дней и на год соответственно). Сейчас автогражданка на машину с белорусскими номерами в Польше или Литве на месяц будет стоить 36—38 евро, на год — около 225 евро.
Если страховку нужно оформлять прямо на границе, не будет ли это означать увеличение ожидания в очереди?
Можно предположить, общее время прохождения границы это не увеличит. Скорее всего, представители страховщиков будут предлагать такие страховки во время ожидания прохода. В этой ситуации возможно появление другого явления: учитывая понятное желание водителей побыстрее пройти границу, могут активизироваться лица, которые будут предлагать оформление страховок через интернет. В соцсетях и мессенджерах могут появиться предложения по онлайн-продаже европейских страховок для россиян и белорусов. Советуем не спешить и как минимум все проверять: какая компания, какие документы они предлагают, ссылки и QR-коды, куда идет оплата и т. п.
А лучше всего оформлять страховку в стационарных точках на границе. Не стоит бояться потерять лишние полчаса, получив проверенный документ, это защитит не только от штрафов полиции. Ведь, оформив легальную страховку, автомобилист будет иметь действующую защиту на случай ДТП.
Путешественник, отправляющийся за рубеж на собственном авто, должен понимать, что полис ОСАГО, приобретенный им на основании 40-ФЗ, действует только в границах РФ. Чтобы защитить свои имущественные интересы на территории других государств, нужен международный сертификат. Зеленая карта действует в 48 государствах Европы, Азии и Африки. Полис, приобретенный у аккредитованных страховщиков одной из стран-участниц, имеет силу на дорогах всех остальных партнеров, подписавших Соглашение. Грин карта в Белоруссию позволит российским автовладельцам рассчитывать в зарубежной поездке на помощь своей страховой компании.
Приобретение полиса
Между двумя соседними странами, Беларусью и Россией, уже более 12 лет действует договор о свободном въезде, выезде и транзите. Визы не предусмотрены. Россияне могут пересечь границу по внутреннему гражданскому паспорту, детям до 14 лет достаточно свидетельства о рождении. Тем не менее в каждом государстве действует свой порядок страхования автогражданской ответственности, поэтому при прохождении таможенного контроля, помимо прав на управление автомобилем и ПТС, нужно предъявить Green card в Белоруссию.
Где купить
Оформлением международных сертификатов Зеленая карта занимаются в РФ восемь крупнейших страховых компаний:
В государствах, подписавших Соглашение, сформированы национальные бюро. В РФ функции этого органа выполняет РСА (Российский союз автостраховщиков). Перечисленные выше компании являются членами бюро, имеющими исключительное право выполнять все операции в рамках международной системы страхования автогражданской ответственности. На официальном портале РСА размещены все необходимые материалы, которые могут заинтересовать россиян, отправляющихся за рубеж на собственных ТС:
Есть возможность приобрести Зеленую карту на пограничных пунктах у брокеров. Этот вариант нежелателен, потому что там можно встретить и добросовестных посредников, и мошенников, реализующих фальшивые сертификаты. Брокеры добавляют к существующему тарифу стоимость своих услуг, из-за чего цена полиса возрастает.
Необходимые документы
Чтобы купить Green card в Белоруссию, нужен документ, удостоверяющий личность владельца, ПТС и СТС. Возможно предоставление копий указанных документов. По условиям международной страховки управлять автомобилем может любой человек, имеющий права соответствующей категории. Водительское удостоверение владельца для оформления не требуется, не нужно сообщать сведения о других людях, допущенных к управлению.
Срок оформления
Приобрести Зеленую карту в офисах компаний, точках продаж или у агентов можно в кратчайшие сроки. Главное – принести нужные документы. Можно поручить покупку полиса другому лицу, но тогда следует оформить на него доверенность. Сейчас на сайтах некоторых компаний предлагают купить Зеленую карту в Беларусь онлайн. Так делают, например, Согласие, ВСК, АльфаСтрахование.Нужно понимать, что в отличие от российского ОСАГО, который можно приобрести и использовать в электронном виде, сохраняя на любом гаджете, Green card действительна только в бумажном виде. До 2016 года полис был четырехстраничный, в настоящее время бланки выпускаются на двух страницах. Оставшиеся у страховщиков четырехслойные формы актуальны и действуют наряду с новыми. На сайтах компаний доступно в режиме онлайн:
Готовую карту в оригинале нужно забирать в офисе, можно заказать курьерскую доставку. При получении производится оплата.
Стоимость международного полиса
Тарифы на страховой международный продукт Зеленая карта едины для всех аккредитованных компаний и утверждаются РСА. С 2015 года размер страховой премии пересматривается каждый месяц (с 15-го числа текущего до 15-го числа следующего). Причиной такого решения стала высокая волатильность курса рубля к европейской валюте. Зависит страховая премия от следующих факторов:
В России продаются Зеленые карты, с которыми можно выезжать:
Выехать в Беларусь можно с любым из двух видов полисов, но второй вариант намного дешевле. Страховка на 1 месяц для легкового автомобиля будет стоить с 15 октября 2018 года:
Наименьший срок, на который можно приобрести страховку – 15 дней. Следующий период – месяц, затем два, три и так далее. Если автовладелец выезжает на месяц и семь дней, полис нужно будет оформлять на два месяца. Купить Зеленую карту можно не ранее, чем за 30 дней до поездки. Если путешествие отменено, есть возможность отказаться от страховки с потерей определенной части премии.
Размер возмещения при наступлении страхового случая
Страховым случаем для россиянина-обладателя Зеленой карты в Беларуси является произошедшее по его вине ДТП. Предусмотрен следующий порядок действий для виновника аварии:
Сумма ущерба рассчитывается с учетом средней стоимости ремонта ТС на станции технического обслуживания в том районе Беларуси, где произошло ДТП. Если в аварии потерпевшим признан российский водитель, он получит возмещение за поврежденный автомобиль по такому же расчету. Оплачивать ремонт машины в российском сервисе страховщики из Беларуси не будут.В российских страховых компаниях потерпевшие могут рассчитывать на компенсацию:
Белорусские страховщики выплачивают понесшим убытки от их клиентов до 10000 евро на каждого пострадавшего и на каждое ТС.Кроме Зелёной карты широкое распространение получила Страховка для выезда за границу. Она позволит решить проблемы со здоровьем, багажом или невыездом.
Наказание за въезд без Зеленой карты
За нахождение на дорогах Беларуси без международной страховки иностранный водитель должен заплатить штраф в размере 200 долларов. Санкции могут применяться неоднократно. Если ТС зарегистрировано в России, купить Зеленую карту на территории Беларуси не удастся. Можно заключить договор пограничного страхования – это белорусский аналог ОСАГО для иностранцев. Для легковых автомобилей на один месяц стоимость этой страховки составляет 25 евро, что дороже, чем Зеленая карта.
Советы по оформлению Зеленой карты в Белоруссию
Порядок обращения и список документов, необходимых для оформления Зеленой карты в Белоруссию можно уточнить, заполнив форму ниже.
Оставьте заявку на консультацию юриста:
Добавить в Избранное