Оформление картыВопросы и ответыПутешествия в БелоруссиюДокументыЧто влияет на стоимость Зеленой карты? Что влияет на стоимость Зеленой карты? Тип транспортного средстваСрок, на который вы выезжаете за границу (от 15 дней до 1 года)Страны, которые вы планируете посетить Если вы намерены поехать только в Белоруссию, Молдавию или Азербайджан, можно купить более дешевый вариант полиса Зеленая карта, действующий в этих трех странах. Если планируете посетить не только эти страны, необходимо купить полис, действующий во всех государствах системы, кроме Украины (с 05.04.2022), стран ЕС и Швейцарии (с 01.06.2023). Тарифы пересчитываются ежемесячно в зависимости от курса евро, устанавливаются РСА с 15-го числа каждого месяца и являются одинаковыми для всех страховых компаний России. С действующими тарифами вы можете ознакомиться на сайте Российского Союза АвтостраховщиковКакие документы нужны частным лицам?Паспорт страхователя (оригинал или копия)Копия свидетельства о регистрации транспортного средства Рекомендуем уточнить наличие бланков Зеленой карты перед посещением офиса продаж. Какие документы нужны компаниям?Копия свидетельства ОГРНКопия свидетельства о регистрации транспортного средствая Рекомендуем уточнить наличие бланков Зеленой карты перед посещением офиса продаж. Для каких автомобилей требуется полис Зеленая карта?
Зеленая карта нужна для всех транспортных средств, в том числе для тех, которые не подлежат страхованию по ОСАГО в России —
прицепов, гусеничной техники, снегоходов, мопедов и т. д.
В Ингосстрахе Зеленую карту можно оформить только на транспортные средства, стоящие на учете в России и имеющие российский госномер,
в том числе транзитный. Причем для авто с транзитными номерами период действия полиса ограничивается 1 месяцем.
Будет ли скидка за безаварийное вождение?Нет, скидок не предусмотрено.Кто может управлять автомобилем по полису Зеленая карта?
Полис заключается без ограничения количества лиц, допущенных к управлению.
В нем указывается только ФИО (наименование для юридических лиц) страхователя. При этом информация о собственнике авто не нужна.
Можно ли внести изменения в договор?
Да. Если изменились ФИО или адрес места жительства страхователя, модель или госномер автомобиля, нужно обратиться в страховую компанию.
При этом заменить в страховке одно транспортное средство на другое нельзя.
Что делать, если в ДТП пострадала моя машина, а я — виновник?
По Зеленой карте убыток возмещается потерпевшему. Поэтому перед поездкой за границу рекомендуем оформить полис Каско
с расширением на страну назначения.
Возможно ли оформить Зеленую карту в электронном виде?
Нет, оформить полис можно только на бумаге. Это делается из соображений безопасности и из-за различий
в законодательстве разных стран относительно электронных документов.
Куда обратиться, если возникли проблемы или вопросы по Зеленой карте?Нужна ли Зеленая карта для поездки в Белоруссию?Да, наличие Зеленой карты — обязательное условие для въезда в Белоруссию.Для каких автомобилей требуется полис Зеленая карта при въезде в Белоруссию?
Зеленая карта нужна для всех транспортных средств, в том числе для тех, которые не подлежат страхованию
по ОСАГО в России — прицепов, гусеничной техники, снегоходов, мопедов и т. д.
Кто может управлять автомобилем по полису Зеленая карта?
Если вы оформили Зеленую карту на год, отправились в Белоруссию на более короткий срок (например, 2 месяца),
вернулись домой и снова решили пересечь границу, то документ продолжит действовать.
По Зеленой карте убыток возмещается потерпевшему. Поэтому перед поездкой за границу рекомендуем оформить полис Каско
с расширением на страну назначения. Кроме того, вы можете дополнительно застраховать здоровье по полису путешественника.
Не бейте копилочку!
Оплачивайте покупки частями без первого взноса с Minipay
Уже завтра взаимоотношения со странами ЕС в системе «Зеленая карта» прекращаются. То есть на белорусских водителей при выезде в Евросоюз больше не будет распространяться действие этого международного страхового сертификата. Перестали его оформлять 17 мая, сегодня — последний день работы уже заключенных договоров. Отныне страховку нужно будет оформлять на самой границе. Правда, как говорят водители, существуют проблемы: например, точки оформления есть не во всех пунктах пропуска.
Теперь европейцы, которые въезжают в РБ, обязаны будут покупать наше так называемое пограничное страхование. И наши водители при выезде в страны ЕС должны будут там тоже оформлять европейское пограничное страхование. Фактически мы выпадем из пространства «Зеленой карты», а поляки и литовцы вынуждены будут обустраивать какие-то пункты оплаты на своей стороне, чтобы оформлять страховки, как это было в начале 90-х.
При выезде в Россию ничего не меняется.
Где купить и за сколько?
Раньше в зависимости от срока страхования купить «зеленую карту» в Беларуси можно было от 30 до 425 евро (на 15 дней и на год соответственно). Сейчас автогражданка на машину с белорусскими номерами в Польше или Литве на месяц будет стоить 36—38 евро, на год — около 225 евро.
Ответы на распространенные вопросы о «зеленой карте» можно найти в нашем материале.
«В соцсетях и мессенджерах могут появиться предложения по онлайн-продаже европейских страховок для россиян и белорусов, — советовали страховые эксперты. — Советуем не спешить и как минимум все проверять: какая компания, какие документы они предлагают, ссылки и QR-коды, куда идет оплата и т. п. А лучше всего оформлять страховку в стационарных точках на границе».
«Продают не во всех пунктах пропуска»
Мы связались с автомобилистом, который послезавтра, 2 июня, собирается отправиться в Польшу. Мужчина рассказал, как он планирует поступить со страховкой в новых условиях:
— Очевидно, что теперь страховку нужно покупать сразу после пересечения границы, то есть как только оказался на стороне соседней страны. Насколько известно, наши пограничники не спрашивают ее наличие, им важно, чтобы внутренние документы были в порядке. От коллег я узнал, что «вагончики» со страховыми агентами есть не на всех пунктах пропусках. Их видели в «Бресте», «Каменном Логе», «Привалке», «Котловке» и «Беняконях». Про другие мне неизвестно. Эта информация неофициальная, почерпнута из водительских чатов.
Стоит заметить, эти данные совпадают с инфографикой, что распространило Белорусское бюро по транспортному страхованию.
— Потому как в «оформлении на месте» пока что много пробелов и неизвестных моментов, я решил купить страховку заранее, онлайн, — говорит мужчина. — С помощью знакомых связался со страховым агентом в Польше, выслал ему фото своих документов (паспорт, техпаспорт, в/у), перевел черeз PayPal нужную сумму. Специалист все оформил удаленно и в ответ выслал мне файл полиса. Эту бумагу я предъявлю на границе, а если понадобится — и в дороге.
Собеседник утверждает, что осознает риски: его могли бы обмануть сразу после перечисления денег, документ может оказаться «липой» и на границе возникнут проблемы, кроме прочего, у него может не быть отображения в базе данных (то есть при ДТП не будет возмещений). Тем не менее он уверен в страховом агенте, которого посоветовали знакомые.
Еще раз подчеркнем: страховые эксперты советуют оформлять страховку в стационарных точках на границе, перепроверять компанию и способ оплаты при удаленном оформлении.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
С 1 июня 2023 года взаимоотношения в системе «Зеленая карта» со странами ЕС прекращаются. А уже с 17 мая ее перестанут оформлять. Нововведение касается в первую очередь тех, кто выезжает в Европу на своем автомобиле. Карта — это международный страховой сертификат, действующий в ряде стран, подключенных к общей системе. Он гарантирует получение выплаты при наступлении страхового случая в любой из этих стран. Начиная с лета карта перестанет действовать. Задали основные вопросы на тему «Как быть дальше?» страховому эксперту компании «Автопромсервис» (импортер Mitsubishi, Nissan, Renault, Lada в Беларуси).
Что меняется для водителей?
Сертификаты зеленых карт утратят свою силу на территории Беларуси и Российской Федерации. В то же время они останутся действительными в тех странах, где действует система зеленой карты. Решение определенное время назад было принято в бюро «Зеленая карта» в Лондоне. Европейцы, которые въезжают в РБ, обязаны будут покупать наше так называемое пограничное страхование. И наши водители, которые будут выезжать в страны ЕС, обязаны будут там тоже оформлять европейское пограничное страхование.
Фактически мы выпадем из пространства зеленой карты, а поляки и литовцы должны будут обустраивать какие-то пункты оплаты на своей стороне, чтобы оформлять страховки, как это было в начале 90-х.
Как действовать с учетом новых правил?
Помнить, что до конца мая этого года «карту» у нас можно оформить только на 15 календарных дней и не больше. То есть с 17 мая могут отказать в оформлении. Информацию о прекращении заключения договоров подтвердили в одной из страховых компаний: «С 16.05.2023 с 23:59».
Это касается следующих стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.
Если нахождение в этих странах планируется на более длительный срок, то нужно оформлять договор страхования ответственности автовладельцев в стране нахождения. Либо делать это сразу в момент пересечения границы при выезде из Беларуси.
Продолжается ли действие зеленой карты, купленной заранее и после 1 июня?
Нет, не продолжается. Согласно решению Совета бюро системы «Зеленая карта» от 22 мая 2022 года:
Но если полис выписан и на другие страны, то там его действие продолжается без ограничений.
Для каких стран все остается по-прежнему?
Не изменился порядок действий для белорусов, выезжающих в Россию и некоторые другие страны. Наши договоры страхования системы «Зеленая карта» там признаются и продолжают действовать. Кроме России, это относится к некоторых странам Европы и Африки, таким как Азербайджан, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Иран, Марокко, Молдова, Северная Македония, Сербия, Тунис, Турция, Черногория.
Сколько будет стоить новая услуга страхования на границе?
Раньше в зависимости от срока страхования купить зеленую карту в Беларуси можно было от 30 до 425 евро (на 15 дней и на год соответственно). Сейчас автогражданка на машину с белорусскими номерами в Польше или Литве на месяц будет стоить 36—38 евро, на год — около 225 евро.
Если страховку нужно оформлять прямо на границе, не будет ли это означать увеличение ожидания в очереди?
Можно предположить, общее время прохождения границы это не увеличит. Скорее всего, представители страховщиков будут предлагать такие страховки во время ожидания прохода. В этой ситуации возможно появление другого явления: учитывая понятное желание водителей побыстрее пройти границу, могут активизироваться лица, которые будут предлагать оформление страховок через интернет. В соцсетях и мессенджерах могут появиться предложения по онлайн-продаже европейских страховок для россиян и белорусов. Советуем не спешить и как минимум все проверять: какая компания, какие документы они предлагают, ссылки и QR-коды, куда идет оплата и т. п.
А лучше всего оформлять страховку в стационарных точках на границе. Не стоит бояться потерять лишние полчаса, получив проверенный документ, это защитит не только от штрафов полиции. Ведь, оформив легальную страховку, автомобилист будет иметь действующую защиту на случай ДТП.
Рассчитать “Зеленую карту”
Все страны Системы Зеленая карта
Только Азербайджан, Беларусь, Молдова
Пример стоимости полиса для некоторых типов автомобилей
Срок действия15 дней
Азейбарджан, Беларусь, Молдова, Украина970 ₽
Все страны2 830 ₽
Срок действия1 месяц
Азейбарджан, Беларусь, Молдова, Украина1 290 ₽
Все страны5 410 ₽
Вопросы и ответы
Какие документы нужны для оформления Зеленой карты?
Паспорт страхователя и свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС/ПТС).
Можно ли оформить договор ранее чем за 30 дней до начала срока страхования?
Нет, согласно Правилам страхования договор нельзя оформить ранее, чем за 30 дней до начала действия договора.
Как расторгнуть договор?
Если страхователь отказывается от договора до начала срока действия полиса, то он вправе получить возврат страховой премии за вычетом расходов страховой компании в размере 30%.В случае обращения страхователя с заявлением о расторжении договора в течение действия строка страхования, то возврата денежных средств не будет за исключением случаев, когда произошла гибель транспортного средства
Нужен ли отдельный полис на прицеп?
Да, нужен. Для въезда в страны, где действует Зеленая карта, полис нужен на все транспортные средства, в том числе на те, которые не подлежат страхованию ОСАГО в России – прицепы к грузовым и легковым автомобилям и тракторам; гусеничную и иную технику, не имеющую колесных движителей (например, снегоходы); мопеды с объемом двигателя менее 50 куб. см и пр.
Правила страхования
Правила страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта» (действуют с 24.11.2022 г.)
Полезные ссылки
Ваш город: не определён
С нами надёжнее
30 тыс. рублей – средняя годовая стоимость полиса
Около 9 млн рублей – самая большая выплата компании
15 дней – минимальный срок страхования
48 – стран-участниц Зеленой карты
Обновлено 15.03.2023 в 11:02
С 1 июня 2023 года страховой полис «Зеленая карта» Евросоюза и Швейцарии прекращает действие на территории России. А российские сертификаты не будут работать в этих странах.
Это произойдет независимо от указанного в сертификатах срока действия. Расскажу, что известно.
Что такое Зеленая карта
Зеленая карта — международный полис страхования автогражданской ответственности. Он обязательно нужен для поездок на автомобиле за рубеж и подтверждает, что гражданская ответственность владельца автомобиля застрахована.
Эта система работает с 1951 года. В нее входит 48 стран. Российский союз автостраховщиков, РСА, приняли в систему в 2008 году с переходным статусом. В 2015 году РСА получил полное членство.
Зеленая карта позволяет защитить пострадавших в ДТП. Например, если российский водитель станет виновником ДТП в Евросоюзе, пострадавшая сторона получит все выплаты. И наоборот. Наличие Зеленой карты на границе проверяют таможенные органы.
Если водитель сможет пересечь границу без Зеленой карты или ее срок истечет в стране, это грозит штрафом. Полис могут проверить сотрудники полиции и таможенные органы на выезде.
Например, в Финляндии за езду без страховки суммарно могут взыскать более тысячи евро. Вот что придется сделать водителю, если нарушение обнаружат:
В России можно оформить Зеленую карту двух видов. Первый вариант страховки действует только на территории Беларуси, Украины, Молдовы и Азербайджана. Второй — на территории всех стран соглашения, в том числе тех, о которых мы писали выше.
Полис нельзя получить онлайн: можно оформить заявку, но за картой придется приехать лично. Его выдают только несколько страховых компаний, полный список есть на сайте РСА. Тарифы на Зеленые карты едины для всех страховщиков и страхователей. Но уже с 1 июня 2023 года въехать в страны ЕС и Швейцарию по российской карте не получится.
Как пересекать границу на автомобиле после 1 июня 2023 года
Водителям на российских автомобилях при въезде в ЕС и Швейцарию придется оформлять местный полис. При поездках в страны, которые не разорвали соглашение с РСА, российские Зеленые карты будут работать без ограничений. Это, например, Азербайджан, Беларусь, Турция, Иран, Израиль, Тунис, Марокко.
Для поездок по территории России на автомобилях, зарегистрированных в Евросоюзе или Швейцарии, водителям необходимо будет приобрести российский полис ОСАГО.
Россияне могут попасть в Беларусь любым видом транспорта.
Виза и загранпаспорт не нужны. Коронавирусные ограничения в стране тоже отменили. Расскажу подробнее.
О чем вы узнаете
Путешественникам из России не нужна виза для поездки в Беларусь. Без нее в стране можно находиться до 90 дней. Чтобы задержаться на дольший срок, придется получить разрешение на временное или постоянное проживание. Для этого надо обратиться в отделение по гражданству и миграции по месту проживания.
Какие документы нужны для въезда в Беларусь
Загранпаспорт или внутренний российский паспорт. Любой из документов должен действовать на протяжении всей поездки.
Медицинскую страховку власти страны не требуют. Экстренную помощь гражданам России оказывают бесплатно. Речь идет, например, о несчастных случаях, травмах, отравлении. Когда угрозы жизни пациента и здоровью окружающих нет, за лечение придется платить самостоятельно. Поэтому посольство России в Беларуси рекомендует оформить полис перед поездкой.
Коронавирусные документы для въезда в Беларусь не понадобятся. Путешественники не должны предъявлять результаты или сертификаты о вакцинации. Следить за обстановкой можно в телеграм-канале Минздрава.
Что нужно для въезда в Беларусь с ребенком
Дети до 14 лет могут въезжать в страну по свидетельству о рождении. С 14 лет понадобится внутренний российский или заграничный паспорт. Если ребенок путешествует с одним из законных представителей, то согласие на выезд от второго представителя не требуют. Законные представители — это родители, усыновители, опекуны и попечители.
Если несовершеннолетний едет в Беларусь один или с человеком, который не является законным представителем, придется оформить согласие на выезд за границу. Например, такой документ требуют, когда ребенка сопровождает бабушка или дедушка. Согласие заверяют у нотариуса. Подробно о том, как его оформить, мы рассказывали в отдельной статье.
Каковы правила транзита через Беларусь
Для транзита через Беларусь россиянам не нужна виза. Отрицательный результат ПЦР-теста и другие коронавирусные справки тоже не понадобятся, но их могут требовать в стране назначения. Перед поездкой изучите правила страны, в которую направляетесь, например, в нашем навигаторе для путешественников. Если у пассажира нет документов, которые требуют в пункте назначения, его могут не посадить на рейс.
Какие банковские карты работают в Беларуси
Из-за санкций в Беларуси не работают выпущенные в России карты «Виза», «Мастеркард», «Американ Экспресс» и JCB.
Карты платежной системы «Мир» принимают в магазинах, ресторанах, гостиницах и других местах. В 2022 году российскую платежную систему интегрировали в местную систему «Белкарт». Теперь с карты «Мир» можно снять деньги практически в любом банкомате в Беларуси. Но с июня многие банки, которые сотрудничают с «Белкарт», установили лимиты на снятие наличных по картам «Мир». Например, «Беларусбанк» разрешил снимать не больше 500 BYN (10 970 ) в неделю и ввел комиссию 15% на выдачу наличных в отделениях банка. Это мне подтвердили в службе поддержки. Лимита на снятие денег в отделении банка нет. Такие же правила действуют для карт «Виза», «Мастеркард» и UnionPay, которые выпустили банки — нерезиденты страны.
В службе поддержки «Беларусбанка» подтверждают, что с российской карты «Мир» в их банкомате удастся снять не больше 500 BYN (10 970 ) в неделю
Туристы, у которых нет карты «Мир», могут отправить перевод из России на свое имя через системы «Золотая корона», «Юнистрим» или Contact. Деньги спишут с российской карты, а получить их можно будет в пункте отправки переводов по паспорту и номеру телефона.
Еще россияне могут оформить в Беларуси карты местных банков и оплатить ими любые покупки. Для этого не понадобится ВНЖ или временная регистрация в стране. Достаточно российского паспорта.
«В Минске нет проблем с оплатой картой „Мир”»
платила российской картой «Мир» в Минске
Мы с мужем ездили из Петербурга в Минск на поезде с 2 по 5 августа 2022 года, чтобы открыть счет в белорусском банке. Все эти дни я пользовалась российской картой «Мир» Тинькофф Банка.
Когда вышли из поезда рано утром, первым делом сняли 350 BYN (8396 ) в банкомате Сбербанка на вокзале. Операцию провели без комиссии. Я сразу зашла в банковское приложение и проверила — в российских рублях вышло 8794 . Мне кажется, курс хороший и можно смело снимать наличные.
После этого мы платили картой «Мир» в «Макдональдсе», кофейнях Moby Dick и Paragraph Coffee и в ресторане Cultura. Еще использовали «Мир» для оплаты проезда: покупали жетоны в метро и привязали карту к сервису «Яндекс-такси» в приложении. В гипермаркете «Гиппо» брали воду и соки — оплата прошла без проблем. Курс везде был примерно 24—25 за один белорусский рубль.
В Минске остановились в отеле East Time. За две ночи в стандартном номере с завтраками заплатили 177 BYN (4246 ). Опять воспользовались картой «Мир» — с нее сняли 4246 .
Я оплатила проживание в гостинице по карте «Мир»
За полноценный ужин на двоих в ресторане Cultura заплатили 119 BYN (2857 ). С карты «Мир» сняли 2919
Как сейчас попасть в Беларусь из России
Расскажу, как попасть в Беларусь сейчас. Все цены указаны на одного человека в одну сторону. Они актуальны на 13 января.
Самолетом. В Минск летают «Аэрофлот», «Белавиа» и «Победа». Прямые рейсы есть из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Екатеринбурга, Казани, Калининграда. Например, перелет из Москвы в Минск рейсом «Победы» 1 марта обойдется в 4268 . Из Санкт-Петербурга — в 5250 . В стоимость обоих билетов входит багаж.
Поездом. Железнодорожное сообщение с республикой открыли 8 февраля 2021 года. Поезда ходят из Москвы и Петербурга в Брест, Минск, Гомель. В Минск — из Мурманска, Адлера, Анапы. Билет в плацкартный вагон на поезд до Минска из Москвы на 27 февраля стоит от 2722 , из Санкт-Петербурга — от 3043
Еще из Москвы в Минск ходят «Ласточки». Они курсируют ежедневно с остановками в Смоленске и Вязьме. Полный список поездов опубликован на сайте РЖД. Стоимость в феврале — от 1921 .
Транзитные составы из Калининграда останавливаются на территории Беларуси. Но чтобы ехать на таком поезде из Калининграда в Минск, билеты оформляют на загранпаспорт. Еще обязательно понадобится шенгенская виза или упрощенный проездной документ — Последний оформляют при покупке билета на сайте или в кассе РЖД. Продавать электронные билеты с прекращают за 28 часов до отправления поезда.
На машине или автобусе. Сухопутная граница между странами открыта. На автобусе добраться до Минска можно из Москвы или Санкт-Петербурга. Поездка займет Билет из Москвы в Минск на 27 февраля стоит от 1470 , из Санкт-Петербурга в Минск — от 1680 .
По аналогии с российской системой ОСАГО работает и международная система «Зеленая карта». По таким полисам можно въезжать в другие страны, при этом ответственность водителя застрахована. Увы, от санкций пострадала и эта система. Зеленая карта с 1 июня 2023 года для России будет работать в ограниченном режиме. Что именно поменяется – рассказываем в нашей новой статье.
Что такое Зеленая карта и зачем она нужна
Уже много лет у любого автомобиля на дороге в России должен быть полис ОСАГО – по нему страховая компания выплачивает ущерб потерпевшей стороне в случае ДТП. Но этот полис действует только внутри РФ и ущерб выплачивает исключительно российский страховщик.
Для поездок за границу есть аналог – Зеленая карта (не путать с Green Card – документом о праве на трудоустройство в США). Это международный полис страхования автогражданской ответственности, он обязательно нужен для автомобильных поездок в страны ЕС, а также в не входящую в него Швейцарию. Такой документ подтверждает то, что ответственность автомобилиста застрахована.
Основная задача Зеленой карты – защитить пострадавших в случае аварии, и работает она в обе стороны:
Так как ущерб при ДТП может быть внушительным, наличие страхового полиса в обязательном порядке проверяется на границе таможенными органами.
В случае если автомобилист пересечет границу без такой страховки или срок ее действия завершится в стране, ему придется не только купить полис, но и оплатить крупный штраф. Как правило, купить Зеленую карту можно недалеко от границы – до выезда за пределы страны.
История работы системы
Зеленая карта работает давно – еще с 1953 года. Вся работа координируется через специальный Совет, в который входят представители национальных страховых бюро стран-участниц. Например, Россию там представляет Российский союз автостраховщиков – структура, которая занимается регулированием системы ОСАГО.
Идея создать такую систему связана с запуском автострахования в странах Европы. Еще с первой половины прошлого века в отдельных странах Европы было внедрено обязательное страхование гражданской ответственности обладателей транспортных средств. Первым его запустили Швейцария, Чехословакия, Германия, Австрия и Великобритания. Несколько позднее к этим государствам присоединилась Дания, Финляндия, Бельгия, Швеция и Норвегия.
Аналогичный закон примерно тогда же был принят и в России, но не стал актуальным – на дорогах было не так много автотранспорта.
Проблема была в том, что каждая из стран имела свои законодательные акты, которые в некоторых пунктах существенно отличались друг от друга. Это вызывало трудности при необходимости пересечения госграниц и в случае потребности в решении юридических проблем, связанных с ответственностью водителя – процедуры компенсации убытков были сложными, поскольку было непонятно, по каким правилам их проводить, если иностранец попал в аварию в другой стране.
Сначала вопросы решались с помощью двухсторонних соглашений, и только со временем страны пришли к идее запустить единую систему. Первая система взаимного признания страховых полисов была создана в скандинавских странах в период Второй мировой войны – она и выдавала бумаги зеленого цвета. Так и появилось название, которое долгое время находится на слуху у всех.
В 1949 году была учреждена новая система страхования со штаб-квартирой в Лондоне. В течение года были разработаны и приняты правила работы Зеленой карты, и с начала 1953 года она включилась в работу. В 2006 году штаб-квартира организации была перемещена в Брюссель.
Сейчас в систему входят 48 стран, включая Россию:
Почему Зеленая карта отменяется с 1 июня 2023 года
Россия присоединилась к системе относительно недавно – с 1 января 2009 года. С того момента выданные в России карты действовали в ЕС и наоборот, а российскую часть представлял РСА от лица 12 страховых компаний. Но 26 мая 2022 года ведомство сообщило, что международные договоренности по поводу автогражданской ответственности, заключенные с Беларусью и Россией разорваны, и в связи с этим полисы Зеленой карты после 1 июня 2023 года, выданные в РФ, прекращают свое действие:
Судя по всему, решение было принято на уровне ЕС, затем его подтвердили национальные бюро стран, входящих в него (в том числе Швейцарии). Официальная причина – специальная военная операция.
Уже с 1 июня 2023 года авто с купленными в России Зелеными картами не смогут въехать в страны Евросоюза и Швейцарию. Также это актуально и для встречного направления – водители из Европы не смогут въехать в РФ и Беларусь, имея лишь европейскую Зеленую карту.
При этом не важно, Зеленая карта заканчивается 1 июня 2023 года или позже, документ в любом случае теряет силу с наступлением лета – даже если срок окончания его действия еще не подошел к концу.
Как пересекать границу с ЕС на автомобиле после 1 июня 2023 года
Водителям на машинах, зарегистрированных в России, при въезде на территорию Европейского союза или Швейцарии необходимо оформить страховой полис местного образца. Страховку можно будет купить на границе любой из стран, куда планируется выезд.
Как и в других случаях, закон действует и в обратном порядке. Граждане стран, разорвавших соглашение с Россией и Белоруссией, обязаны будут приобрести для путешествия российский полис ОСАГО. Сделать это можно будет на границе. Страховка Зеленая карта с 1 июня 2023 года в России для них также работать не будет (соответственно, полис прекращает свое действие с начала лета, независимо от срока действия).
Насколько это будет дороже
Из-за отмены Зеленой карты труднее всего придется российским водителям, которые решили выехать в одну из европейских стран. Так, по старым правилам, минимальная стоимость страховки, необходимой для посещения любой страны в рамках действия полиса Зеленая карта, составляла 2 190 рублей на 15 дней. Поскольку купить Зеленую карту с 1 июня 2023 года в Европу будет невозможно, придется покупать страховку от местной компании.
Стоимость таких полисов – значительно выше:
Купленные полисы пограничного страхования будут действительны во всех странах Европы и Швейцарии. То есть, по купленной в Литве страховке можно будет въезжать из одного государства в любое другое (впрочем, внутри ЕС границ и так фактически нет).
Что же касается обратного направления, то полис ОСАГО, нужный всем иностранцам на территории РФ, тоже может стоить дороже Зеленой карты. Его стоимость будет зависеть от нескольких факторов:
К примеру, ориентировочная стоимость страховки при мощности двигателя авто в 75 лошадиных сил – 2 300 рублей на срок в 15 дней. Номерные знаки у машины остаются иностранными. Если иностранец планирует проживать в РФ постоянно, ему следует получить вид на жительство и заменить номер авто – тогда он купит страховку уже как российский резидент по общим правилам.
Оформлять страховку лучше всего прямо на границе лично у агента страховой компании. Сделать онлайн это будет проблематично – иностранного авто в принципе нет в реестрах РСА, а у водителя иностранные водительские права. Поэтому придется сканировать документы и отправлять их страховой компании, но и тогда есть риск отказа (иностранцы считаются более рискованными клиентами).
Подводя итог, отметим, что стоимость автострахования для россиян из-за отмены Зеленых карт заметно выросла. Если нужно проехать в Европу всего на несколько дней, оптимально ехать через Латвию или Литву – там можно купить сертификат на 2 недели чуть больше, чем за 7 000 российских рублей.
Важно: в свете последних событий участились случаи удаленной продажи якобы действующих сертификатов для поездок за границу в ЕС и Швейцарию. Многие организации предлагают получить Зеленую карту за 10 тысяч рублей и более, но в итоге она может оказаться поддельной и никаких гарантий на этот счет нет. Оплату за подобную услугу просят переводить прямо на карту, что тоже не спасает от мошенничества. Кроме того, посредники обычно не имеют действующих офисов и работают исключительно удаленно.
Кто будет покрывать убытки при ДТП
Изменения в работе системы не затронут участников дорожного движения, и они все равно останутся под защитой страховых компаний. Работать это будет так:
То есть, в этом плане изменений для путешественников не будет. А единственное изменение – в том, что заплатить за страховку придется дороже в три раза.
В какие страны можно будет въехать по Зеленой карте после 1 июня 2023 года
Зеленая карта от российских страховщиков с 1 июня не будет работать в Швейцарии и странах ЕС. Тем не менее, есть ряд стран, где эта страховка продолжат работать и дальше:
Как можно заметить, перечисленные государства, кроме Беларуси и Азербайджана, не граничат с Россией. Чтобы попасть на их территорию, нужно проехать по дорогам других стран – и для этого все равно придется купить новую страховку.
Если срок действия у документа не завершился, менять его не нужно, он продолжает действовать на территории этих стран в полном объеме, и автомобилист остается защищенным в течение всего времени пребывания на территории другого государства. Если указанный в сертификате срок заканчивается, продлить его нельзя – необходимо оформить новый.
Часто задаваемые вопросы
Как теперь продлевать страховой полис?
Продлить срок действия закончившейся страховки нельзя, необходимо приобрести новый полис.
Где купить Зеленую карту после 1 июня?
После 1 июня купить Зеленую карту можно будет в страховых компаниях, полный перечень которых приведен на РСА (Российского союза автостраховщиков). Отметим, что заявку на страхование можно оставить онлайн, но получать документ придется лично в официальных представительствах.
С 1 июня этого года российские и белорусские «зеленые карты» перестают действовать в Евросоюзе. Чтобы въехать в страны ЕС, потребуется покупать их страховку на границе.
Взаимоотношения Беларуси и России в системе «Зеленая карта» будут прекращены более чем с 30 странами. Это Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, а также Швейцария, Великобритания и Северная Ирландия. Об этом предупреждают белорусские страховщики.
В этой связи договоры страхования «Зеленая карта» с территорией действия этих стран могут заключаться при условии, что окончание срока их действия не превышает 31 мая 2023 г.
Договоры, заключенные на срок, превышающий 31 мая, будут автоматически прекращены 31 мая в 23 часа 59 минут.
С 1 июня владельцы транспортных средств при поездках за пределы Беларуси должны будут заключать договор пограничного страхования на территории страны въезда.
Аналогично жители указанных выше стран при въезде в Беларусь должны будут заключить договор пограничного страхования в порядке, установленном в Беларуси.
Кроме заключения договоров пограничного страхования, вероятно будет возможность купить онлайн-полисы «Зеленых карт» у иностранных страховщиков.
В то же время действие «Зеленых карт» продолжится в странах-членах системы «Зеленая карта»: Азербайджан, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Иран, Марокко, Молдова, Россия, Северная Македония, Сербия, Тунис, Турция, Черногория.
О грядущих переменах с 1 июня со ссылкой на Белорусское бюро по транспортному страхованию предупреждает перевозчиков и ассоциация «БАМАП».