как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Импорт: как начать и избежать штрафов

Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.

Опыт работы

Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.

Виды товаров и способы поставки

Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.

Как начать импорт

Кажется, что международная торговля — это очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.

Важно знать

Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту. Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.

  1. Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы.
  2. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.

Процесс импорта

Я расскажу про импорт непродовольственных товаров народного потребления: курток, кроссовок, рюкзаков, чехлов для телефонов, наушников, ремней, очков, головных уборов, брелоков, канцтоваров. Я не буду касаться вопросов ввоза продуктов питания, потому что при их импорте очень сложная и дорогостоящая процедура сертификации.

Мировая торговля

Несмотря на санкции и сложности в перевозке грузов в 2023 году, мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае не сложнее, чем в соседнем городе.

Затруднения и барьеры

Одно из препятствий для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Расскажу о процессе подготовки к таможенному декларированию товара на российской таможне.

Как импортировать в 2023 году

В сравнении с 2022 годом в 2023 году импортировать товары в Россию стало еще труднее, так как транспортное сообщение со странами Европы практически остановлено: грузовых авиаперелетов нет, работает по одному автомобильному переходу с Польшей и с каждой из стран Прибалтики.

Санкции России: последствия и контрмеры

Санкции стран Запада

Страны ЕС, Великобритания, США, Канада, Австралия, Япония и другие наложили санкции на Россию, которые были введены в несколько этапов и включают в себя различные меры. России запрещено импортировать различные товары, включая высокотехнологичную продукцию, промышленное оборудование, полупроводники, самолеты и запчасти к ним, семена, удобрения и предметы роскоши. Из-за того, что санкции принимались каждой страной отдельно, необходимо уточнять возможность импорта каждого товара из конкретной страны.

Воздействие на банки

Под санкции попали 11 российских банков, включая такие крупные, как ВТБ, Открытие, Совкомбанк, Промсвязьбанк, Новикомбанк и МКБ. Это означает, что невозможно произвести платежи зарубежным поставщикам или перевозчикам через счета этих банков. Кроме того, поставщики из США не могут принимать платежи через счета в Сбербанке, так как корреспондентские счета Сбербанка в США были закрыты.

Воздействие на компании

Компании из стран, наложивших санкции, не обязаны прекращать свою деятельность с Россией, если их продукция разрешена к ввозу. Однако многие компании принимают решение о добровольном прекращении бизнеса с Россией. Также есть компании из стран, не участвующих в санкциях, которые отказываются работать с российскими покупателями из-за риска попадания под вторичные санкции.

Воздействие на перевозки

Европейские и американские логистические компании, включая Maersk, отказались от работы на территории России, что означает прекращение перевозок в РФ и отказ от сдачи в аренду контейнеров в Россию. Китайские перевозчики также могут отказаться от доставки грузов в Россию из-за риска подпадания под американские и европейские санкции.

Запрет на авиаперелеты

Авиакомпании стран, наложивших санкции на Россию, больше не выполняют рейсы в эту страну. В ответ на запреты на российские авиакомпании, Россия запретила авиаперелеты для авиакомпаний из этих стран над своей территорией.

Параллельный импорт

После введения санкций ряд компаний покинули российский рынок. В ответ на это, Россия разрешила параллельный импорт, позволяя ввозить товары определенных брендов без согласования с правообладателем. Теперь импортеры могут закупать товары за границей, защищенные товарными знаками, и ввозить их в Россию без согласия российских обладателей товарных знаков.

Антисанкции

Россия также ввела свои антисанкции, такие как запрет на импорт продуктов питания из стран Европы и США. Эти меры были введены в 2015 году и продолжают действовать в 2023 году.

Санкции

Ввоз товаров в Россию: что импортерам следует знать

В итоге, чтобы ввезти товары в Россию в 2023 году, должны совпадать пять пунктов:

  1. Соблюдение таможенных правил и требований.
  2. Оплата импортных пошлин и налогов.
  3. Наличие необходимых документов.
  4. Соответствие контракту между импортером и зарубежным партнером.
  5. Учет возможных изменений курсов валют.

Импорт из иностранных стран

Несмотря на сложности, импорт из стран, не присоединившихся к санкциям, всё еще возможен. Возможные страны-поставщики включают азиатские, африканские и латиноамериканские государства.

Нулевые пошлины на отдельные товары

Решением временно отменили импортные пошлины на отдельные товары, такие как компоненты для электроники, строительные материалы и другие. Эта мера поддержки возможна до 31 марта 2023 года.

Какие документы нужны импортеру

Необходимый минимум таможенных документов, которые должны быть у каждого импортера:

  • Контракт
  • Инвойс
  • Упаковочный лист
  • Транспортный документ

Дополнительные документы

Помимо основных документов, также может потребовать:

  • Экспортные декларации продавца
  • Платежные поручения
  • Спецификации к контракту
  • Каталоги продукции
  • Техническая или товароведческая документация

Контракт между российским бизнесом — импортером и зарубежным партнером

Контракт должен содержать:

  1. Условия поставки товаров
  2. Критерии качества
  3. Материал изготовления и дизайн товаров
  4. Сроки и условия оплаты
  5. Ответственность сторон

Будьте внимательны при переговорах и укладывании контракта, чтобы избежать неприятных ситуаций.

Рассмотрение условий поставки и перевода контракта

Часто бывает, что российский заказчик неточно сформулировал техническое задание, не включил в контракт отдельным приложением технические спецификации на товар и не прописал санкции для поставщика в случае нарушения. Китайские, а также турецкие, индийские и иранские поставщики иногда пользуются этим — умышленно применяют дешевые заменители и снижают качество товара. Российский заказчик получает товар, который можно продать только с большой скидкой или выбросить.

Как формулировать контракт

Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.

Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит сложная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.

Условия поставки

Чтобы экспортеры и импортеры из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.

Примеры базисов поставки

Название базисаОписание
FCAПродавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране
DDPПродавец отвечает за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин и сборов как в своей стране, так и в стране покупателя

Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте нужно указать, какой версией вы пользуетесь.

Пример контракта

Допустим, вы покупаете товары в Нью-Дели. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваш транспорт в Нью-Дели и оплатить все процедуры по прохождению индийской таможни. После этого он уже не отвечает за груз, то есть место передачи товара — Нью-Дели. А вот перевозка из Индии и растаможка в России — за ваш счет.

Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. есть другой способ — воспользоваться базисом и написать в договоре короткую строчку:

FCA New Delhi, Incoterms 2020.

FCA — это название базиса поставки, New Delhi — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.

Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда право собственности перейдет к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.

И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Реалии торговли со странами ЕС в 2023 году

В сделках с европейскими партнерами стали использовать только базисы EXW и FCA. Европейские фирмы боятся получать предоплату из России и доставлять сюда даже несанкционные товары. В лучшем случае европейский поставщик предоставит на своем складе товар и оформит экспортную таможенную декларацию на груз. Искать перевозчика и везти груз российской стороне придется самостоятельно.

Документ для импорта

Инвойс

Это счет на оплату, где указаны:

Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.

Если продавец сам организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Это счет на поставку пластиковой тары из Китая на 103 022 $. Обратите внимание на строчку EXW Guanzhou — это условие поставки, по которому покупатель сам забирает товар со склада продавца в китайском городе Гуанчжоу

Упаковочный лист

Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.

Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику пояснить таможенникам на границе, что едет в контейнере или машине, и не запутаться при сортировке грузов на складе.

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

В этом упаковочном листе ключевые сведения о грузе: количество и тип грузовых мест, вес нетто, вес брутто и объем. Эту информацию у вас обязательно запросит перевозчик или логист, чтобы рассчитать стоимость доставки

Доставка сборных грузов в 2023 году

После ухода из России DHL, TNT, UPS и других международных перевозчиков мелкие партии из Китая стали доставлять в составе единого консолидированного груза.

На практике это выглядит так: 30 небольших грузовых партий перевозчик грузит в один железнодорожный контейнер и отправляет в Россию на консолидационный таможенный терминал, например на станцию Ворсино в Калужской области. По прибытии он уведомляет всех «участников контейнера» о доставке груза, а они сами проводят таможенное декларирование. Когда все 30 участников оформят груз и уведомят об этом перевозчика, он вывезет контейнер из таможенного терминала, выгрузит содержимое на складе и раздаст грузы российским импортерам. Такая поставка на языке логистов называется LCL.

Плюс такой доставки — невысокая стоимость, около пяти долларов за килограмм груза. Минус — сроки поставки. Груз идет из Китая 45—60 дней, а потом застревает на таможне до тех пор, пока все участники не завершат таможенные процедуры. Часто это занимает больше недели. Бывали случаи, когда хозяин груза не выходил на связь и перевозчику приходилось перегружать его груз на таможенный склад по специальной таможенной процедуре, что тоже занимает время.

Я пользуюсь таким сервисом для мелких несрочных поставок.

Транспортный документ

Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом перевозчик или продавец доставляют товар.

Виды транспортных документов

Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.

Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.

Как оплатить инвойс в банке

Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью валютного контроля.

Чтобы перечислить деньги продавцу, нужно открыть валютный счет в банке и пройти валютный контроль. Чем выше стоимость сделки, тем строже контроль. Например, если стоимость контракта до 600 000 ₽, представлять документы необязательно, нужно только указать код вида операции. сумма больше, то банк запросит документы, их список можно уточнить в отделе валютного контроля.

А сделки стоимостью от 3 млн рублей подпадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.

За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.

Как происходит ввоз товаров в Россию

Все грузы, которые прибывают в РФ, размещают на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах. Все СВХ и таможенные терминалы сведены в единый реестр, каждому присвоен уникальный номер. Посмотреть реестр и выбрать подходящий для груза СВХ можно в онлайн-справочнике.

Хранение грузов на СВХ платное. Двое суток хранения автомобиля с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 ₽ — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.

Максимальная длительность хранения груза на складе — четыре месяца.

Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз на таможне. Импортер может сам проверить, уведомил ли СВХ таможенников о прибытии и размещении его груза, в специальном сервисе.

Обычно в каждом городе несколько таможенных представителей — контор, которые за деньги декларируют чужие грузы в таможне. Стоимость их услуг может варьироваться в зависимости от сложности оформления документов. Например, весной 2023 года в Москве оформление таможенной декларации на импорт товаров стоило от 20 000 до 36 000 ₽.

При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в реестр ФТС. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и «Картотеку арбитражных дел». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.

Если не хотите платить помощникам, можете подать таможенную декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование электронное — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.

В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.

Что такое тарифное регулирование

Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.

Таможенные пошлины обычно устанавливают как процент от таможенной стоимости товаров, например 5%. Но бывают пошлины в твердой сумме, к примеру за килограмм.

Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные затраты обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.

Таможенную стоимость определяют в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Istanbul — это значит, что покупатель сам организует транспортировку товара из Стамбула. Таможенную стоимость считают так:

Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Стамбула до границы России.

Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец сам доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.

Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенники ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.

Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлину с этой суммы.

Импортер вправе оспорить коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.

Какие бывают виды таможенных платежей

Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.

В таможенной декларации эти платежи указываются в под такими кодами:

У акцизов код зависит конкретной категории товаров, у алкогольных напитков и табачной продукции свои коды.

Расскажу про каждый платеж подробнее.

Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.

Размер сбора зависит от стоимости товаров: чем она выше, тем больше предстоит отдать таможне. Например, если вы привезли товары на сумму до 200 000 ₽ включительно, то заплатите всего 775 ₽. А вот для партии товаров стоимостью более 10 000 000 ₽ сбор — 30 000 ₽. Таможенные сборы постоянно растут — отслеживайте актуальные значения перед отправкой.

Таможенный сбор взимают при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.

Ввозная таможенная пошлина. Ставки зависят от того, что именно привез импортер.

Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. У каждого вида товаров свой код.

Акциз на таможне уплачивают только с подакцизных товаров — они перечислены НК РФ. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили. Ставки — в статье 193 НК РФ. Их применяют к таможенной стоимости товара, увеличенной на ввозную пошлину.

Ввозной НДС платят при импорте практически любых товаров. База для исчисления: таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы.

Ставка НДС для большинства товаров народного потребления — 20%.

Как рассчитать таможенные платежи

На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:

Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них не советую. У расчета таможенных платежей много особенностей и тонкостей. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.

Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по декларированию.

Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.

Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на февраль 2023 года.

Допустим, вы хотите привезти из Китая 1000 мужских пуховиков. Вес партии — 1,2 тонны, стоимость партии по инвойсу — 25 000 $, базис поставки FCA — то есть доставку из Китая в Россию вы организуете самостоятельно.

Одна транспортная компания предложила перевезти пуховики поездом за 900 $, срок доставки — 22 календарных дня. А другая — доставить груз по морю за 2900 $, зато быстрее — за семь рабочих дней.

Допустим, до следующей зимы далеко, спешить некуда, поэтому вы выбрали доставку по железной дороге за 900 $. Эта сумма войдет в таможенную стоимость товара.

Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.

Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, 2,6 € за килограмм.

2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €

А в рублях по курсу ЦБ:

3120 € × 76,56 ₽/€ = 238 867,20 ₽

Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. По базису FCA ее считают так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.

Тогда таможенная стоимость:

25 000 $ + 900 $ = 25 900 $

Переведем в рубли по курсу ЦБ:

25 900 $ × 71,35 ₽/$ = 1 847 965 ₽

Шаг 4. Считаем таможенный сбор. Для этого нужно открыть документ с актуальными тарифами и сопоставить таможенную стоимость с приведенными значениями. В случае с пуховиками за 1 847 965 ₽ сбор — 8530 ₽.

Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС:

(1 847 965 ₽ + 328 867,20 ₽) × 20% = 435 366,44 ₽

Шаг 6. Считаем совокупный таможенный платеж, который состоит из таможенного сбора, таможенной пошлины и НДС:

8530 ₽ + 328 867,20 ₽ + 435 366,44 ₽ = 772 763,64 ₽

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Мне не приходится рыться в нормативных документах, чтобы узнать, сколько платить. Я пользуюсь платной программой, которая по коду ТН ВЭД определяет ставки и платежи. Обратите внимание на блок «Среднестатистические цены». В нем видно, что минимально допустимая таможенная стоимость для таких пуховиков — 4,27 $ за штуку. В нашем примере мы проходим по этому критерию, поэтому можем не опасаться вопросов таможни

Как внести таможенные платежи

Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать КБК платежа — так таможня поймет, что именно вы уплачиваете. В начале 2023 года таможенный сбор, таможенную пошлину и НДС уплачивают с кода бюджетной классификации — КБК «Авансы».

В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с ЕЛС импортера. Сколько конкретно таможня списала с ЕЛС, можно увидеть в декларации на товары.

Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ

Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только внести таможенные платежи, но в некоторых случаях и получить разрешительные документы от госорганов. В зависимости от вида товара выдают их в разных учреждениях — система сложная.

Например, к лекарственным и косметическим средствам Росздравнадзор предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.

На пищевые продукты и предметы личной гигиены нужно оформлять разрешение в Роспотребнадзоре. ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.

Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.

Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования нужно представить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.

А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать показать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. У меня такое происходило несколько раз.

Если импортер решил сэкономить и оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. Тогда выход один: получать декларацию соответствия заново. На это обычно уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет лежать на складе временного хранения за счет импортера.

Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения сам, а работаю сразу с несколькими агентами. Есть огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.

В Москве за услуги они просят от 18 000 до 50 000 ₽. Если груз проблемный, например нужно дополнительное исследование продукции на содержание спирта, то цена может быть выше.

Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, у них право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Программа подсказывает, что пуховики, которые я собираюсь привезти, должны соответствовать требованиям двух технических регламентов

Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахстанскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр.

Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на СВХ. Естественно, за счет импортера.

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Если импортируемый товар подпадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что ввозимый товар прошел необходимые процедуры по сертификации или декларированию на соответствие нормам безопасности.

Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Так выглядит знак обязательной маркировки. ЕАС расшифровывается как Eurasian Conformity — евразийское соответствие

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Обязательно проследите, чтобы продавец промаркировал не только документы, но и упаковки с товарами

На июль 2023 года действие нормы, обязывающей маркировать импортируемый товар знаком ЕАС до таможенного оформления, приостановлено. Но помните: в розничный оборот товар должен поступать с маркировкой ЕАС.

Помимо этого, обязательно перед импортом товаров уточните, не подпадает ли именно ваш товар под требования об обязательной маркировке товаров в системе «Честный знак».

За что могут оштрафовать импортера

Cамые большие штрафы российский бизнес получал именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.

Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от 50 до 200% стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.

Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.

Недоставка, выдача без разрешения таможни либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на СВХ, представить на таможню документы и начать процесс декларирования.

Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 ₽ с конфискацией товаров или без нее.

По моему опыту, это очень распространенное нарушение у бизнеса, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.

Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Средства таможенной идентификации — это пломбы, которые ставит таможенник на груз для того, чтобы его не вскрывали до завершения таможенных процедур. Санкция применялась к импортерам, которые срывали таможенные пломбы без разрешения таможни.

Но таможенная практика меняется, и сейчас ответственность за сохранность таможенных пломб лежит на перевозчиках таможенных грузов — транспортных компаниях, авиалиниях, морских линиях, работниках почты и курьерских служб. Также к ответственности могут привлечь работников СВХ за самовольный срыв таможенных пломб.

Ситуации, при которых сам импортер получает доступ к таможенному грузу до окончания таможенного оформления, практически исключены.

Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений. Бывает, что импортер привез товар, разместил его на СВХ, а денег не растаможку пока не нашел. Если товар пролежит на СВХ более четырех месяцев, а импортер так и не подаст декларацию, то его оштрафуют на сумму до 300 000 ₽. Причем уплата штрафа не освобождает от необходимости представить документы.

Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможню и заявить таможенный режим «Таможенный склад».

Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники бизнеса-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.

За такое нарушение импортера оштрафуют на сумму до 20 000 ₽.

Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.

Как сэкономить на импорте

Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги. Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. самое и с таможенными представителями: расценки могут сильно различаться. Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самому, чтобы сэкономить. Это может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.

Например, импортер решил заполнить декларацию, но ошибся: выбрал не тот код товара и занизил таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.

В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.

При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.

При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.

Как малому бизнесу заниматься импортом

Все импортеры, которые ввозят товар в Российскую Федерацию должны уплатить в бюджет таможенные сборы и налоги на этот товар.

Расчет необходимых к оплате сборов осуществляется на основе указанной в декларации таможенной стоимости товара.

Для Федеральной таможенной cлужбы существует риск того, что импортеры нарушат законодательство и укажут в декларации меньшую цену товара, чем есть на самом деле. И в итоге заплатят меньшую сумму таможенных сборов.

Для снижения такого риска в Российской Федерации широко практикуется процедура контроля таможенной стоимости товаров. Для начинающего импортера подобные меры воздействия могут стать настоящим откровением. Команда Eride.ru рассказывает о нюансах и предлагает пошаговое описание.

Контроль таможенной стоимости товаров

Как только груз прибывает на таможню Российской Федерации, выпускающий инспектор обязательно проверяет коды ТН ВЭД, входящие в поставку товаров, по специальной базе, в которой содержатся сведения о статистике ввоза аналогичных грузов в Россию в привязке к стране-изготовителю. За основу расчета профиля риска берется стоимость товара за 1 кг веса нетто в долларах США (USD).

Алгоритм расчета стоимости товара в долларах за один килограмм веса разработан ФТС достаточно давно и продолжает использоваться по сей день. Истоки выбора данного алгоритма в данный момент нам неизвестны.

Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с правилами описанными в Законе «О таможенном тарифе» 21 мая 1993 г. № 5003-I

Процедура контроля

В чем же сложность этого мероприятия для российского импортера?

Представим, что некий Импортер закупил небольшую партию товара в Европе, например, кухонные ножи весом 3000 кг и стоимостью 12 000 евро. Страна производства – Испания.

Таможенный инспектор при подаче декларации пересчитает стоимость товара из валюты инвойса (евро) – в доллары США, а затем разделит полученный результат на вес нетто товара в кг:

Стоимость товара Импортера = 12 000 евро = 13 480 долларов / 3000 кг = 4,49 долларов США за 1 кг товара

Далее инспектор сверяет рассчитанный показатель со своей базой данных. Если в базе данных он видит больший показатель, например – 7,50 долларов США за 1 кг (против 4,49 долларов США за 1 кг рассчитанных ранее), то инспектор по электронной таможенной системе передает материалы в отдел таможенной стоимости и ждет от них решения.

В этом случае возможны два сценария.

Сценарий первый

У Импортера запросят дополнительные документы, которые должны доказать, что он действительно закупил товар именно по той цене, которая указана в инвойсе.

В этом случае таможенная служба обычно требует:

Для подтверждения изложенных Вами фактов таможенные органы могут связаться с производителем товара или сырья с просьбой подтверждения.

После предоставления всех вышеуказанных документов стоимость будет согласована и товар выпустят в свободное обращение.

Сценарий второй

При условии предоставления всех необходимых документов, Импортеру назначают корректировку таможенной стоимости (КТС).

Основанием для этого может послужить тот факт, что ранее в России в свободное обращение был выпущен товар с аналогичным кодом ТН ВЭД, страной происхождения, но более высокой стоимостью в долларах США за 1 кг.

При этом вполне возможна ситуация, что корректировка стоимости будет сделана по большей ставке, чем вышеупомянутые 7,5 долларов США за 1 кг, с которыми таможенный инспектор сверялся в самом начале проверки.

Последствия для Импортера

Допустим, ФТС назначила корректировку таможенной стоимости исходя из ставки – 8 долларов США за 1 кг кухонных ножей испанского производства. В этом случае Импортеру повысят стоимость товара следующим образом:

Новая стоимость товара = 8 $/кг * 3000 кг = 24 000$

Таможенные платежи – пошлину и НДС – необходимо будет оплатить из расчета этой суммы, а не от той, за которую Импортер купил товар у поставщика в Европе.

Команда Eride.ru предлагает провести предварительную аналитику стоимости товаров на предмет ее корректировки еще до факта закупки. Эта услуга будет особенно полезна для начинающих импортеров. Появится возможность максимально точно оценить все риски, которые могут повлиять на увеличение себестоимости товаров на складе в России. Чтобы заказать эту услугу, достаточно обратиться к Eride-менеджеру.

Оставьте комментарий