«Зеленая карта» на авто — договор, предусматривающий страхование автогражданской ответственности лица при управлении транспортным средством на территории зарубежных стран. Выступает аналогом ОСАГО, действующим за пределами РФ, но не заменяет этот полис во время передвижения по территории России.
Что такое «Зеленая карта»
Соглашение о взаимном признании государствами соответствующих полисов было подписано в 1953 году. Россия стала участницей этой системы в 2009 году. Система охватывает около полусотни стран, большинство из которых европейские. При перемещении только по территории государств, подписавших Соглашение, достаточно иметь один полис.
«Зеленая карта» — это страховой продукт, защищающий гражданскую ответственность страхователя за границей от причинения ущерба имуществу или здоровью третьим лицам. Сумму ущерба покроет страховая компания, что исключает незапланированные расходы. Система позволяет урегулировать претензии пострадавших в дорожной аварии на основании национального законодательства государства, где случилось происшествие.
Сделать «Зеленую карту» для автомобиля рекомендуется всем, кто планирует отправиться в заграничную поездку на своем ТС. В случае дорожной аварии возмещать вред будет российский страховщик. Система дает гарантии получения компенсации при наступлении страхового случая на территории любого государства, подписавшего договор. Автовладельцу не нужно после въезда в каждую страну заключать соглашение с национальным страховщиком. Максимальная величина выплаты устанавливается в соответствии с законодательством конкретного государства.
Соглашение о «Зеленой карте», когда европейские страховщики признавали российские полисы страхования ответственности, прекращается 1 июня 2023 года, спустя четырнадцать с половиной лет работы. «Фонтанка» узнала, как этим летом ездить в Финляндию и дальше по Европе.
Эта страховка необходима для поездки на автомобиле за границу, но полис со сроком действия после 31 мая вам уже не продадут. Закон не позволяет российским страховщикам продавать полисы иностранных компаний, а значит, после 1 июня иностранную «Зеленую карту» можно купить либо онлайн у иностранных компаний, либо на границе.
Система продажи международных полисов страхования автогражданской ответственности фактически возвращается во времена 15-летней давности, до прихода «Зеленой карты» в 2009 году. В то время российские компании не продавали собственные страховки. Петербуржцам для поездки в Финляндию или Эстонию требовалось купить иностранный полис: без такой страховки на машине в Европу не пускали. Лидером рынка была компания «Русь», созданная в 1990 году, а в 1992 году вышедшая как посредник на рынок «Зеленой карты». В 1996 году европейская группа Alte Leipziger Europa приобрела 49 % акций компании «Русь», затем компания переходит в немецкий страховой холдинг ERGO.
В 2008 году «ЭРГО Русь» оценивала долю их аффилированной компании Ergo Hestia на рынке «Зеленых карт» примерно в 60 %. Такая большая доля была изначально связана с неразвитостью страхового рынка в России и слабой конкуренцией. «Тогда у автомобилистов было два варианта: купить иностранный полис (польскую, немецкую или болгарскую страховку) на территории РФ или купить на границе «местный» полис, — вспоминает Евгений Дубенский, президент САО «Медэкспресс», ранее работавший в АСО «Русь». — Второй вариант был дороже: финский пограничный полис на короткий срок в конце 90-х стоил для легкового транспорта $100–150».
1 января 2009 года Россия официально вступила в клуб «Зеленых карт», и полисы иностранных компаний сменились полисами отечественных страховщиков. Появилось два вида «Зеленых карт»: подороже для Европы и подешевле для СНГ. Но драйвером роста была именно Европа: Российский союз автостраховщиков (РСА) сообщал, что около 50 % карт российские компании продают в страны Евросоюза, а по сборам ЕС занимает долю в 80 %.
Новые полисы «Зеленой карты» оказались в 1,5–2 раза дороже западных аналогов, а рынок — чрезвычайно прибыльным. Наши автомобилисты ездили по Европе крайне осторожно, чтобы не лишиться визы в случае грубого нарушения правил, и редко становились виновниками аварий. Для примера: страховые выплаты в 2019 году составили 668 млн рублей, тогда как сборы в 7 раз больше — 4,4 млрд рублей.
Что касается новейшего времени, то сборы страховщиков «Зеленой карты» в 2020 упали почти в 2 раза по сравнению с доковидным 2019 годом, до 2,252 млрд рублей, в 2021 они составили 2,689 млрд рублей и в 2022 году — 2,385 млрд рублей. Теперь трафик перераспределился с Европы на другие направления. И после 1 июня в России по-прежнему можно оформить «Зеленую карту» для въезда на территории соседних Беларуси и Азербайджана, и более далеких Молдовы, Турции и Ирана. Но для Петербурга, одного из ведущих регионов по продажам «Зеленой карты», этот рынок фактически исчез.
Что делать тем, кто может и хочет въехать в Европу на своей машине? Крупные компании теперь не будут продавать иностранные полисы. «Мы не планируем продавать полисы иностранных страховщиков с покрытием на страны Европы, — говорит Павел Яковлев, старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантия». — Автомобилисты могут воспользоваться оставшимися доступными возможностями, например купить полисы страхования ответственности на «той» стороне. Возможно, стоит поискать варианты покупки полиса онлайн». В «Ингосстрахе» сказали, что у них тоже пока нет планов по продаже «Зеленой карты» иностранных страховщиков. Исполнительный директор бюро «Зелёная карта» РСА Сергей Разуван советует российским водителям покупать полис приграничного страхования.
«Как правило, такие полисы продаются на пунктах пропуска соответствующих стран и действуют на всей территории Европейской экономической зоны», — отметил он.
Отказ от продаж нашими страховщиками неудивителен, так как легально продавать такой продукт нельзя. Иностранцам заниматься страхованием в России напрямую запрещено, они вправе лишь участвовать в уставных капиталах российских юрлиц. Поэтому крупные игроки не будут реализовывать «Зеленые карты». Запрет касается не только компаний, но и страховых агентов, которым запрещено рекламировать продажу иностранных страховок и привлекать клиентов. При этом гражданину России не запрещено заключать договоры с иностранными страховыми компаниями.
По сути, оставшийся мизерный рынок «Зеленых карт» на Европу теперь интересен небольшому числу серых брокеров, в том числе и из-за отсутствия перспектив развития. Трафик по Северо-Западу стал в десятки раз меньше доковидного потока. Тем не менее предложения по новым страховкам уже есть. Так, несколько брокеров уже предлагают купить онлайн полисы компаний из Латвии и Польши Balcia и Warta. Страховка на 30 дней для легковой машины стоит €80–90, а на год — от €375 до €470, платить можно как в евро с иностранной карточки, так и в рублях с российской. Это дорого, сейчас официальная цена на «Зеленую карту» — 2,8 тыс. рублей на 2 недели. После покупки полис можно проверить, например через сайт www.ufg.pl, если речь идет о польской страховке. Это сайт страхового гарантийного фонда с базой данных по всем полисам обязательного страхования автогражданской ответственности, выданным в Польше.
Впрочем, если у автовладельца есть карточка иностранного банка, никто ему не мешает самостоятельно поискать страховщика и купить полис напрямую, без посредников. В ТГ-чате «Граница РФ-Норвегия» автовладельцы пишут, что уже пользуются «Зелёной картой» Warta. Также они рассказывают про успешный опыт покупки иностранной «Зеленой карты» онлайн на территории ЕС, потому что поездка затянулась, а срок действия российской страховки закончился.
Купить страховку можно будет и на границе с Финляндией. Во всяком случае, так уверяют в «Финском центре автостраховщиков» Motor Insurers centre. «Зеленую карту» можно купить на пропускных пограничных пунктах финской таможни (Tulli). Минимальный срок действия полиса 30 дней, стоимость страховки для легковой машины составляет 180 евро. Цена одинаковая во всех пунктах продаж.
«Зеленую карту» можно оплатить наличными евро или банковской картой, которая действительна в Финляндии. Рубли к оплате не принимаются, — прокомментировал «Фонтанке» специалист по международным делам бюро «Зеленой карты» в Финляндии Сейя Вайринен. — Также принимаются пограничные страховки стран ЕС, в том числе от латвийских и польских компаний. Страховые полисы должны быть распечатаны и не будут приняты в виде фотографии в мобильных телефонах».
Специалист отметил, что распечатанные страховки будут обязательно проверены на границе при въезде, и выборочно при выезде. Если действие страховки истекло, то продается пограничная страховка ценой 180 евро, так как вождение без полиса в Финляндии запрещено. Также финские автостраховщики отмечают, что минимальный срок действия карты составляет 15 дней.
В дальнейшем перспективы для Петербурга печальные, говорят эксперты.
«С точки зрения международной логистики приграничный Петербург теперь фактически вымершая зона, — отмечает Кирилл Павлов, директор филиала «Росгосстраха» в Петербурге и Ленобласти. — Европейское северо-западное направление стало рынком единичных перевозок, и такой маленький рынок уже неинтересен страховщикам ввиду низкого трафика и отсутствия перспектив роста. Тем более у многих выезжающих за рубеж благодаря ВНЖ или бизнесу уже есть иностранная страховка, и «Зеленая карта» им не нужна. Перевозчики в основном тоже имеют двойную регистрацию и также покупают иностранный полис». Эксперты добавляют, что иностранные страховщики не будут рваться на наш рынок ввиду его незначительности и риска попасть под санкции. Но без страховки наши автомобилисты не останутся, что уже хорошо.
Георгий Карчик, для «Фонтанки.ру»
Страхование иностранного автомобиля при въезде в Россию (зеленая карта и ОСАГО)
В этой статье речь пойдет о страховании автомобилей, временно въезжающих на территорию России.
В настоящее время существуют 2 возможных способа решения этой проблемы: покупка зеленой карты и покупка российского полиса ОСАГО. В этой статье будут рассмотрены достоинства и недостатки каждого из этих способов.
Как определяется подлинность сертификата
У владельца настоящего полиса должен быть его оригинал. Предъявление вместо него копии позволяет считать документ недействительным. Период действия не должен быть меньше времени нахождения за рубежом. По правилам «Зеленой карты» минимальный срок страховки — 15 суток. Территория охвата страховки идентифицируется по невычеркнутым кодам государств. Еще один критерий — совпадение фактического госномера ТС с указанным в документах.
Алгоритм действий при ДТП за границей
С 1 июня 2023 года прекращается действие договоренностей между РСА и странами Евросоюза, Великобританией, Швейцарией. Обоюдное признание сертификатов страхования перестанет существовать, и приобретение «Зеленой карты» перед поездкой в эти государства потеряет смысл.
Ряд российских компаний («АльфаСтрахование», Росгосстрах) перестали продавать такие полисы. Однако при желании поехать в Азербайджан, Иран, Турцию, Молдову, Беларусь сертификат оформить можно.
После 1 июня 2023 года для путешествия на автомобиле по территории государств, отказавшихся признавать российские страховки, нужно приобретать национальные полисы. Зарубежным автовладельцам для законного передвижения по России придется покупать ОСАГО.
Выбрать страховую компанию для заключения договора ОСАГО помогут отзывы из каталога АСН:
отзывы об ОСАГО в ВСК;
отзывы клиентов об ОСАГО в СК «Согласие»;
отзывы о страховке ОСАГО в Ингосстрахе.
Зеленая карта для въезда в Россию
Зеленая карта – страховой полис, позволяющий передвигаться по следующим странам:
Примечание. С 5 апреля 2022 года в России не действуют зеленые карты, выданные в Украине, а в Украине не действуют зеленые карты, выданные в России. Для путешествий между этими странами следует оформить страховку ОСАГО.
Важная особенность данного полиса: купить зеленую карту можно только в той стране, где зарегистрировано Ваше транспортное средство.
Например, при въезде в Россию из Финляндии, зеленую карту можно купить только в Финляндии.
Другой пример. Казахстан не входит в список стран, участвующих в соглашении. Автомобили, зарегистрированные в Казахстане, не могут получить зеленую карту. Им остается только вариант покупки ОСАГО, который будет рассмотрен ниже.
Еще одна особенность зеленой карты: этот полис действует во всех перечисленных выше странах. Т.е. купив зеленую карту один раз, Вы сможете передвигаться по 47 странам.
Достоинства зеленой карты:
Недостатки зеленой карты:
Стоимость зеленой карты в 2023 году устанавливается каждой страной самостоятельно.
Для легкового автомобиля из Белоруссии, въезжающего в Россию, стоимость составит от 650 рублей (на 15 дней) до 7 000 рублей (на 1 год).
Внимание! Цены приведены в качестве примера. Они зависят от курса валют, поэтому на практике могут меняться ежедневно.
Виды страховок
Страховка для путешествия за границу на автомобиле оформляется для посещения разных стран. Отдельные компании предлагают заключить договор перед поездкой в Азербайджан, Молдову и Беларусь. Другие виды страхования распространяются на остальные государства сообщества «Зеленая карта».
Внимание! В некоторых странах нет своего отделения «Зеленой карты». При ДТП в Сан-Марино, Ватикане нужно обращаться в итальянское бюро, а в Монако — во французское.
Особенности страхования
Договор действует в отношении любых транспортных средств. В их числе техника, не подлежащая страхованию по ОСАГО в РФ (автомобильные, тракторные прицепы, мопеды с мотором до 50 куб. см, снегоходы и др.). В России страховка «Зеленая карта» для автомобиля распространяется на ТС, поставленные на учет в границах РФ и имеющие госномер.
Допускается выдача полиса на машины с транзитными номерами, но его действие ограничивается одним месяцем.
Договор заключается без ограничения числа лиц, имеющих право управлять автомобилем. В нем прописываются имя страхователя или его название (для юрлиц). Сведения о собственнике транспортного средства не требуются. Период действия и время пользования страховкой изменению не подлежат. Корректировка данных возможна при смене фамилии, адреса, государственного номера, марки/модели авто.
«Зеленая карта» на автомобиль дает возможность выплачивать компенсацию только потерпевшей стороне. Она не позволяет покрыть ущерб для собственного транспортного средства, попавшего в аварию. Исключить такие риски поможет полис каско с дополнительным расширением в отношении страны пребывания.
Особенности оформления страховки
Оформление «Зеленой карты» на автомобиль не производится онлайн из-за присутствия на документе элементов защиты — номера для идентификации, металлизированной полосы, особых водяных знаков. Полис не передается в электронном формате на e-mail, в отличие от других сертификатов.
С 1 июля 2020 года приобрело силу решение об оформлении полисов не только в зеленом, но и в черно-белом исполнении. Национальные бюро имеют право частично либо полностью использовать бланки нового оттенка. Владельцы таких полисов для посещения государств, подписавших Соглашение, обязаны иметь на руках эти документы в распечатанном виде.
Если действие сертификата закончилось до возвращения в Россию, потребуется купить у местного страховщика приграничный полис. Он позволит законно передвигаться по территории государств, прописанных в договоре. Если страна не участвует в Соглашении «Зеленая карта», придется приобретать отдельный полис.
Пакет необходимых документов
Для страхования автомобиля на время путешествия за границей физическому лицу необходимо предоставить:
Представители предприятий, организаций должны предоставить свидетельство о регистрации юрлица.
Внимание! Подписание договора допускается не более чем за 30 дней до даты вступления в силу.
Порядок расторжения соглашения
Если страхователь решает разорвать страховку «Зеленая карта» до момента вступления в силу, он имеет право вернуть страховую премию за вычетом издержек страховщика. После начала действия полиса возврат денежных средств не предусмотрен, кроме случая полной конструктивной гибели мото- или автотранспорта.
Чем опасно приобретение иностранного полиса
Продажа и оформление «Зеленой карты» на автомобиль по зарубежному образцу в России запрещены законодательством. Документы привозятся на территорию РФ нелегально. По этой причине они часто бывают недействительными или поддельными. Перед покупкой проверить полис на предмет достоверности невозможно. Если приобрести контрафактный бланк, соглашение не будет работать и ущерб придется возмещать самостоятельно.
Подобные бланки не признают таможенники, пограничники, правоохранительные органы иностранных государств. Это вынудит автопутешественника приобретать дорогой национальный полис ОСАГО или заключать договор приграничного страхования.
Вместе с однослойным сертификатом «Зеленая карта» клиент получает пакет документов:
Для чего нужна зеленая карта?
1. В первую очередь страховка приобретается на случай дорожно-транспортного происшествия. Если водитель станет виновником ДТП, то ущерб (стоимость ремонта другого автомобиля) возместит страховая компания.
Обратите внимание, зеленая карта страхует только ответственность перед другими водителями, т.е. отремонтировать свой автомобиль по этой страховке невозможно.
Если иностранец становится виновником ДТП, то за ремонт чужих автомобилей заплатит страховая, а свою машину придется ремонтировать самостоятельно.
Если же виновником является другой участник происшествия, то ремонт иностранного автомобиля осуществляется за счет страховой компании виновника.
2. Также наличие страхового полиса позволяет избежать штрафов за отсутствие страховки.
Важное замечание. Размер выплат в случае дорожно-транспортного происшествия не зависит от того, какой полис будет использовать иностранный водитель, зеленую карту или ОСАГО.
Подведем итоги. Стоимость зеленой карты ниже, чем стоимость покупки ОСАГО. Кроме того, она является более универсальной, т.к. действует одновременно в нескольких странах. Поэтому при прочих равных я рекомендую иностранцам заранее покупать зеленую карту. Ну а полисом ОСАГО пользоваться только в том случае, если зеленую карту купить невозможно.
В завершение напомню, что штраф за отсутствие страховки в настоящее время составляет 800 рублей.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Стоимость и страховая сумма
Стоимость страховки определяется периодом действия договора, видом транспортного средства (мотоцикл, легковой автомобиль, автобус, грузовик и др.), территориальным охватом. «Зеленая карта» не предусматривает дисконт за вождение без аварий. Унифицированный тариф для всех компаний устанавливается РСА и пересматривается раз в месяц.
Величина страховой суммы по полису «Зеленая карта» для путешествующих на автомобиле устанавливается национальным законодательством государств, участвующих в Соглашении. В некоторых странах потолок компенсации отсутствует https://www.asn-news.ru/news/77752— страховщики выплачивают 100% затрат на основании счетов за ремонт ТС и лечение. В числе таких стран Великобритания, Франция, Бельгия.
ОСАГО для иностранного автомобиля
В отличие от зеленой карты, полис ОСАГО можно оформить только на территории России.
Стоимость полиса ОСАГО зависит от мощности автомобиля и от срока, на который выдается документ. Рассчитать стоимость самостоятельно Вы можете с помощью специального калькулятора:
Например, для иностранного автомобиля с двигателем мощностью 75 л.с. стоимость полиса ОСАГО составит от 2 053 рублей (на 15 дней), до 27 595 рублей (на 1 год). Для автомобилей с более мощными двигателями стоимость будет выше.
Достоинства полиса ОСАГО для иностранного автомобиля:
Недостатки полиса ОСАГО:
Рассчитать “Зеленую карту”
Все страны Системы Зеленая карта
Только Азербайджан, Беларусь, Молдова
Пример стоимости полиса для некоторых типов автомобилей
Срок действия15 дней
Азейбарджан, Беларусь, Молдова, Украина970 ₽
Все страны2 830 ₽
Срок действия1 месяц
Азейбарджан, Беларусь, Молдова, Украина1 290 ₽
Все страны5 410 ₽
Вопросы и ответы
Какие документы нужны для оформления Зеленой карты?
Паспорт страхователя и свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС/ПТС).
Можно ли оформить договор ранее чем за 30 дней до начала срока страхования?
Нет, согласно Правилам страхования договор нельзя оформить ранее, чем за 30 дней до начала действия договора.
Как расторгнуть договор?
Если страхователь отказывается от договора до начала срока действия полиса, то он вправе получить возврат страховой премии за вычетом расходов страховой компании в размере 30%.В случае обращения страхователя с заявлением о расторжении договора в течение действия строка страхования, то возврата денежных средств не будет за исключением случаев, когда произошла гибель транспортного средства
Нужен ли отдельный полис на прицеп?
Да, нужен. Для въезда в страны, где действует Зеленая карта, полис нужен на все транспортные средства, в том числе на те, которые не подлежат страхованию ОСАГО в России – прицепы к грузовым и легковым автомобилям и тракторам; гусеничную и иную технику, не имеющую колесных движителей (например, снегоходы); мопеды с объемом двигателя менее 50 куб. см и пр.
Правила страхования
Правила страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта» (действуют с 24.11.2022 г.)
Полезные ссылки
Ваш город: не определён
С нами надёжнее
30 тыс. рублей – средняя годовая стоимость полиса
Около 9 млн рублей – самая большая выплата компании
15 дней – минимальный срок страхования
48 – стран-участниц Зеленой карты
Обновлено 15.03.2023 в 11:02