что дает страховка грин карта и зелёная карта?

Что дает страховка грин карта и Зелёная карта?

По аналогии с российской системой ОСАГО работает и международная система «Зеленая карта». По таким полисам можно въезжать в другие страны, при этом ответственность водителя застрахована. Увы, от санкций пострадала и эта система. Зеленая карта с 1 июня 2023 года для России будет работать в ограниченном режиме. Что именно поменяется – рассказываем в нашей новой статье.

Что такое Зеленая карта и зачем она нужна

Уже много лет у любого автомобиля на дороге в России должен быть полис ОСАГО – по нему страховая компания выплачивает ущерб потерпевшей стороне в случае ДТП. Но этот полис действует только внутри РФ и ущерб выплачивает исключительно российский страховщик.

Для поездок за границу есть аналог – Зеленая карта (не путать с Green Card – документом о праве на трудоустройство в США). Это международный полис страхования автогражданской ответственности, он обязательно нужен для автомобильных поездок в страны ЕС, а также в не входящую в него Швейцарию. Такой документ подтверждает то, что ответственность автомобилиста застрахована.

Основная задача Зеленой карты – защитить пострадавших в случае аварии, и работает она в обе стороны:

Так как ущерб при ДТП может быть внушительным, наличие страхового полиса в обязательном порядке проверяется на границе таможенными органами.

Что дает страховка грин карта и Зелёная карта?

В случае если автомобилист пересечет границу без такой страховки или срок ее действия завершится в стране, ему придется не только купить полис, но и оплатить крупный штраф. Как правило, купить Зеленую карту можно недалеко от границы – до выезда за пределы страны.

История работы системы

Зеленая карта работает давно – еще с 1953 года. Вся работа координируется через специальный Совет, в который входят представители национальных страховых бюро стран-участниц. Например, Россию там представляет Российский союз автостраховщиков – структура, которая занимается регулированием системы ОСАГО.

Идея создать такую систему связана с запуском автострахования в странах Европы. Еще с первой половины прошлого века в отдельных странах Европы было внедрено обязательное страхование гражданской ответственности обладателей транспортных средств. Первым его запустили Швейцария, Чехословакия, Германия, Австрия и Великобритания. Несколько позднее к этим государствам присоединилась Дания, Финляндия, Бельгия, Швеция и Норвегия.

Аналогичный закон примерно тогда же был принят и в России, но не стал актуальным – на дорогах было не так много автотранспорта.

Проблема была в том, что каждая из стран имела свои законодательные акты, которые в некоторых пунктах существенно отличались друг от друга. Это вызывало трудности при необходимости пересечения госграниц и в случае потребности в решении юридических проблем, связанных с ответственностью водителя – процедуры компенсации убытков были сложными, поскольку было непонятно, по каким правилам их проводить, если иностранец попал в аварию в другой стране.

Сначала вопросы решались с помощью двухсторонних соглашений, и только со временем страны пришли к идее запустить единую систему. Первая система взаимного признания страховых полисов была создана в скандинавских странах в период Второй мировой войны – она и выдавала бумаги зеленого цвета. Так и появилось название, которое долгое время находится на слуху у всех.

В 1949 году была учреждена новая система страхования со штаб-квартирой в Лондоне. В течение года были разработаны и приняты правила работы Зеленой карты, и с начала 1953 года она включилась в работу. В 2006 году штаб-квартира организации была перемещена в Брюссель.

Сейчас в систему входят 48 стран, включая Россию:

Почему Зеленая карта отменяется с 1 июня 2023 года

Россия присоединилась к системе относительно недавно – с 1 января 2009 года. С того момента выданные в России карты действовали в ЕС и наоборот, а российскую часть представлял РСА от лица 12 страховых компаний. Но 26 мая 2022 года ведомство сообщило, что международные договоренности по поводу автогражданской ответственности, заключенные с Беларусью и Россией разорваны, и в связи с этим полисы Зеленой карты после 1 июня 2023 года, выданные в РФ, прекращают свое действие:

Судя по всему, решение было принято на уровне ЕС, затем его подтвердили национальные бюро стран, входящих в него (в том числе Швейцарии). Официальная причина – специальная военная операция.

Уже с 1 июня 2023 года авто с купленными в России Зелеными картами не смогут въехать в страны Евросоюза и Швейцарию. Также это актуально и для встречного направления – водители из Европы не смогут въехать в РФ и Беларусь, имея лишь европейскую Зеленую карту.

При этом не важно, Зеленая карта заканчивается 1 июня 2023 года или позже, документ в любом случае теряет силу с наступлением лета – даже если срок окончания его действия еще не подошел к концу.

Как пересекать границу с ЕС на автомобиле после 1 июня 2023 года

Водителям на машинах, зарегистрированных в России, при въезде на территорию Европейского союза или Швейцарии необходимо оформить страховой полис местного образца. Страховку можно будет купить на границе любой из стран, куда планируется выезд.

Как и в других случаях, закон действует и в обратном порядке. Граждане стран, разорвавших соглашение с Россией и Белоруссией, обязаны будут приобрести для путешествия российский полис ОСАГО. Сделать это можно будет на границе. Страховка Зеленая карта с 1 июня 2023 года в России для них также работать не будет (соответственно, полис прекращает свое действие с начала лета, независимо от срока действия).

Насколько это будет дороже

Из-за отмены Зеленой карты труднее всего придется российским водителям, которые решили выехать в одну из европейских стран. Так, по старым правилам, минимальная стоимость страховки, необходимой для посещения любой страны в рамках действия полиса Зеленая карта, составляла 2 190 рублей на 15 дней. Поскольку купить Зеленую карту с 1 июня 2023 года в Европу будет невозможно, придется покупать страховку от местной компании.

Стоимость таких полисов – значительно выше:

Купленные полисы пограничного страхования будут действительны во всех странах Европы и Швейцарии. То есть, по купленной в Литве страховке можно будет въезжать из одного государства в любое другое (впрочем, внутри ЕС границ и так фактически нет).

Что же касается обратного направления, то полис ОСАГО, нужный всем иностранцам на территории РФ, тоже может стоить дороже Зеленой карты. Его стоимость будет зависеть от нескольких факторов:

К примеру, ориентировочная стоимость страховки при мощности двигателя авто в 75 лошадиных сил – 2 300 рублей на срок в 15 дней. Номерные знаки у машины остаются иностранными. Если иностранец планирует проживать в РФ постоянно, ему следует получить вид на жительство и заменить номер авто – тогда он купит страховку уже как российский резидент по общим правилам.

Оформлять страховку лучше всего прямо на границе лично у агента страховой компании. Сделать онлайн это будет проблематично – иностранного авто в принципе нет в реестрах РСА, а у водителя иностранные водительские права. Поэтому придется сканировать документы и отправлять их страховой компании, но и тогда есть риск отказа (иностранцы считаются более рискованными клиентами).

Подводя итог, отметим, что стоимость автострахования для россиян из-за отмены Зеленых карт заметно выросла. Если нужно проехать в Европу всего на несколько дней, оптимально ехать через Латвию или Литву – там можно купить сертификат на 2 недели чуть больше, чем за 7 000 российских рублей.

Важно: в свете последних событий участились случаи удаленной продажи якобы действующих сертификатов для поездок за границу в ЕС и Швейцарию. Многие организации предлагают получить Зеленую карту за 10 тысяч рублей и более, но в итоге она может оказаться поддельной и никаких гарантий на этот счет нет. Оплату за подобную услугу просят переводить прямо на карту, что тоже не спасает от мошенничества. Кроме того, посредники обычно не имеют действующих офисов и работают исключительно удаленно.

Кто будет покрывать убытки при ДТП

Изменения в работе системы не затронут участников дорожного движения, и они все равно останутся под защитой страховых компаний. Работать это будет так:

То есть, в этом плане изменений для путешественников не будет. А единственное изменение – в том, что заплатить за страховку придется дороже в три раза.

В какие страны можно будет въехать по Зеленой карте после 1 июня 2023 года

Зеленая карта от российских страховщиков с 1 июня не будет работать в Швейцарии и странах ЕС. Тем не менее, есть ряд стран, где эта страховка продолжат работать и дальше:

Как можно заметить, перечисленные государства, кроме Беларуси и Азербайджана, не граничат с Россией. Чтобы попасть на их территорию, нужно проехать по дорогам других стран – и для этого все равно придется купить новую страховку.

Если срок действия у документа не завершился, менять его не нужно, он продолжает действовать на территории этих стран в полном объеме, и автомобилист остается защищенным в течение всего времени пребывания на территории другого государства. Если указанный в сертификате срок заканчивается, продлить его нельзя – необходимо оформить новый.

Часто задаваемые вопросы

Как теперь продлевать страховой полис?

Продлить срок действия закончившейся страховки нельзя, необходимо приобрести новый полис.

Где купить Зеленую карту после 1 июня?

После 1 июня купить Зеленую карту можно будет в страховых компаниях, полный перечень которых приведен на РСА (Российского союза автостраховщиков). Отметим, что заявку на страхование можно оставить онлайн, но получать документ придется лично в официальных представительствах.

Зачем нужна «Зеленая карта»?

Международный полис «Зеленая карта» обязателен для всех, кто выезжает на автомобиле в одну из стран, входящих в систему «Зеленая карта». В систему «Зеленая карта» входят страны Европы и другие страны.

«Зеленая карта» всегда оформляется для защиты вашей гражданской ответственности от причинения вреда (жизни и/или здоровью, имуществу) третьим лицам за рубежом.

Каким бывает полис?

Различают два вида полиса по территории покрытия:

Страны, где действует «Зеленая карта»

В странах Монако, Ватикан и Сан-Марино нет самостоятельного бюро «Зеленая карта». Потерпевшему, в случае наступления события, необходимо обращаться в бюро следующих стран:
Монако – Франция;
Ватикан, Сан-Марино – Италия.

С 01.06.2023 года закончится двустороннее соглашение с приведенным ниже списком стран системы «Зеленая карта». Российские «Зеленые карты» престанут действовать на территории следующих стран ЕС:

До 1 июня 2023 года Зеленая карта для выезда в вышеперечисленные страны продолжает работать, а после – автовладельцам будет необходимо оформлять полис местной страховой компании.

Как работает полис?

Если вы станете виновником ДТП, страховой компанией будет выплачена компенсация пострадавшим, согласно законодательству через местное бюро “Зеленая карта, за причиненный вред имуществу, а также их жизни и/или здоровью”

Специалисты СК “Согласие” окажут консультацию по действиям после ДТП.

Стоимость полиса зависит от трех составляющих:

Для уточнения дополнительной информации о покупке гринкарты Вы можете позвонить менеджеру нашей компании по телефону +7 (495) 739 01 01, а для того, чтобы рассчитать цену страховки, воспользуйтесь онлайн калькулятором.

Особенности оформления полиса «Зеленая карта»

Сертификат «Зеленая карта» представляет собой однослойный бланк строгой отчетности. Оформление полиса возможно только в бумажном виде. Получить готовый сертификат Вы можете в территориально удобном для Вас офисе продаж СК «Согласие».

При оформлении Страхователю выдаются:

Общие вопросы по «Зеленой карте»

Что такое «Зеленая карта»?

«Зеленая карта» – это это и международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и сертификат, подтверждающий наличие у выезжающего за рубеж владельца транспортного средства страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. Страхование «Зеленая карта» является аналогом страхования по ОСАГО, но действует за рубежом. В случае, если водитель из России станет виновником ДТП за рубежом, страховое возмещение потерпевшему будет произведено по карте российского страховщика, и наоборот, в случае, если иностранный водитель с «Зеленой картой» стал виновником ДТП на территории РФ, то потерпевшей стороне будет произведено страховое возмещение по иностранной «Зеленой карте», признаваемой наравне с российским полисом ОСАГО.

Международная система страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта» функционирует с 1951 г. Основная цель – организация урегулирования претензий пострадавших в ДТП, совершенных при участии иностранных автомобилистов, в соответствии с национальным законодательством страны происшествия.

Национальные бюро «Зеленой карты» входят в единую организацию – Совет Бюро со штаб-квартирой в Брюсселе, который действует под эгидой Рабочей группы по автомобильному транспорту Комитета по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы.

В систему «Зеленая карта» входит 48 стран: вся Европа, Израиль, Марокко, Тунис, Иран и Азербайджан.

По решению Генеральной Ассамблеи Совета Бюро РСА принят в систему со статусом переходного члена «Зеленая карта» с правом начала работы в системе с 1 января 2009 г. Функции российского бюро «Зеленая карта» возложены на Российский Союз Автостраховщиков.

Внутренний регламент Совета Бюро

Где купить «Зеленую карту»?

Страховые сертификаты «Зеленая карта» Вы можете приобрести в офисах и у агентов следующих страховых компаний:

1. АО «АльфаСтрахование»

2. АО СК «Двадцать первый век» (в т.ч. Зеленые карты на ТС, зарегистрированные в Казахстане и Грузии).

4.ПАО СК «Росгосстрах» (членство в Бюро приостановлено с 01 мая 2022 года по 30 апреля 2023 года)

5.ООО «СК «Согласие»

7.АО СГ «Спасские ворота»

Точки реализации страховых сертификатов «Зеленая карта».

Для заключения договора страхования Вам необходимы следующие документы:

• Для физических лиц – документ, удостоверяющий личность

Для юридических лиц – свидетельство о регистрации юридического лица

• Документ о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или аналогичный документ)

По соглашению сторон Вы вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора страхования.

Собираюсь за границу на личном автомобиле, надо ли мне приобретать страховой полис и если да, то какой?

Если Вы планируете поездку в одну из стран-участниц системы «Зеленая карта», Вам необходимо заключить договор страхования гражданской ответственности от причинения вреда третьим лицам «Зеленая карта» с российской страховой организацией – членом бюро «Зеленая карта» (пункт 1 статьи 31 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002г. “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”).

Зачем нужна «Зеленая карта»? В случае, если Вы станете виновником ДТП за рубежом, выплата потерпевшему будет произведена на её основании.

Более подробная информация о том, где заключить договор и какие документы для этого необходимы, размещена здесь.

На территории Северо-Западного региона нередки случаи, когда автовладельцам предлагаются иностранные полисы. Обращаем Ваше внимание, что реализация таких полисов на территории России запрещена законодательством о страховом деле. Во-вторых, данные полисы ввозятся в Россию нелегально и могут быть фальсифицированными или просто недействительными, что невозможно проверить при покупке – в результате ущерб потерпевшим автовладельцу придется возмещать самостоятельно, полис «работать» не будет.

Кроме того, такие полисы зачастую не признаются таможенными и пограничными органами или полицией иностранных государств, в результате чего автомобилисту придётся приобрести при въезде на территорию страны дорогостоящий национальный полис ОСАГО или полис приграничного страхования либо уплатить штраф.

О возврате премии при расторжении договора страхования «Зеленая карта».

При расторжении договора страхования «Зеленая карта» до окончания срока действия, на который он был заключен, в соответствии с правилами профессиональной деятельности «Правила страхования в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» страхователю подлежит возврату часть страховой премии в том случае, если возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай (в силу пункта 1 статьи 958 Гражданского кодекса Российского Федерации под отпадением возможности наступления страхового случая применительно к договорам страхования «Зеленая карта» понимается гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая). Кроме того, часть премии возвращается в случае, если у страховщика отозвана лицензия на ОСАГО либо прекращено право осуществлять операции в рамках системы «Зеленая карта».

При отказе страхователя от договора страхования до начала срока страхования страхователю подлежит возврату часть страховой премии за вычетом расходов страховщика в размере 30 % от размера уплаченной по договору страхования страховой премии.

О возможном количестве лиц, вписываемых в «Зеленую карту» и имеющих право управлять транспортным средством.

В сертификате «Зеленая карта» указывается только страхователь, водители в соответствии с правилами системы «Зеленая карта» к управлению транспортным средством допускаются без ограничений на любом законном основании в соответствии с законодательством страны, на территории которой это средство используется. По договору страхования считается застрахованной ответственность любого лица, имеющего право управлять транспортным средством, указанным в сертификате «Зеленая карта».

Как определить, что мне продали действительную «Зеленую карту»?

Владелец сертификата «Зеленая карта» должен иметь при себе оригинал (наличие его копии будет означать, что сертификат недействителен). Срок действия сертификата должен соответствовать времени пребывания на территории действия, при этом по правилам системы он не может быть менее 15 дней (минимальный срок страхования). Территорию действия страхового сертификата обозначают невычеркнутые коды стран в соответствующих ячейках. Кроме того, должны совпадать фактический номер транспортного средства и номер, указанный в «Зеленой карте».

Памятка для автовладельцев

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»

В 2006 году по решению Общего собрания Российского Союза Автостраховщиков была активирована заявка РСА на членство в международной системе «Зеленая карта».

Декабрь 2007 года

В целях гармонизации российского законодательства с требованиями системы приняты необходимые изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Март 2008 года

Распоряжение Правительства РФ о признании РСА в качестве Российского Бюро «Зеленая карта», направление соответствующего уведомления в адрес профильной комиссии ООН и Совета бюро «Зеленая карта».

29 мая 2008 года

По решению Генеральной Ассамблеи Совета Бюро РСА принят в систему со статусом переходного члена «Зеленая карта» с правом начала работы в системе с 1 января 2009 г. Президиум РСА принял решение о создании Бюро «Зеленая карта» — структурного образования РСА, стратегическое руководство которым осуществляется членами Бюро.

28 мая 2015

Генеральная Ассамблея Совета бюро подтвердила решение Управляющего комитета Совета бюро «Зеленая карта» о приеме РСА в полные члены системы «Зеленая карта» с 1 июля 2015 г. Наделение статусом произошло досрочно (согласно изначальному решению 2008 года, переходное членство РСА должно было продлиться до конца 2018 года).

10 декабря 2015

Управляющий комитет Совета страховых бюро «Зеленая карта» авторизовал Российское бюро «Зеленая карта» на выдачу Зелёных карт  на транспортные средства, зарегистрированные в Казахстане.

26 сентября 2017

Управляющий комитет Совета страховых бюро «Зеленая карта» авторизовал Российское бюро «Зеленая карта» на выдачу Зелёных карт на транспортные средства, зарегистрированные в Грузии.

Основная цель Бюро — организация деятельности РСА и его членов по осуществлению в соответствии с требованиями законодательства операций в рамках системы «Зеленая карта».

Членами бюро являются страховые организации-действительные члены РСА, исполнившие условия членства в Бюро, установленные Федеральным законом 40-ФЗ и правилами профессиональной деятельности РСА:

Коллегиальные органы бюро

Общее руководство деятельностью бюро возложено на Коллегию бюро.

Председатель коллегии — Аршинова Надежда Витальевна, вице-президент по международному сотрудничеству АО «ГСК «Югория».

Текущую деятельность бюро обеспечивает Дирекция бюро.

Исполнительный директор бюро — Разуван Сергей Иванович.

Основная функция дирекции — организация урегулирования претензий потерпевших в России от держателей иностранных «Зеленых карт» и содействие российским водителям при ДТП в европейских странах.

Как организовано урегулирование претензий по иностранным «Зеленым картам» в России

Потерпевшему от иностранного водителя (держателя иностранной «Зеленой карты») следует обратиться в Информационный центр РСА по телефону +7 (495) 641-27-87.

Оператор центра направит потерпевшего в ближайший филиал страховщика-члена бюро, который в качестве либо представителя российского бюро (агента), либо иностранного страховщика (корреспондента) примет от потерпевшего необходимые документы и урегулирует претензию.

Как происходит урегулирование претензий по иностранным «Зеленым картам» за рубежом

Потерпевший от российского водителя (держателя российского сертификата «Зеленая карта») иностранец направляет претензию в свое национальное бюро.

Если в данной стране у российского страховщика-члена бюро есть корреспондент (представитель по урегулированию претензий), то национальное бюро передает ему дальнейшее рассмотрение претензии.

Если корреспондент не назначен, национальное бюро страны, где произошло ДТП, урегулирует претензию самостоятельно, после чего выставит счет российскому страховщику-члену бюро, эмитировавшему «Зеленую карту», по которой произошел страховой случай.

Информационный центр РСА готов оказать информационную поддержку российским водителям в случае ДТП в странах системы «Зеленая карта» по телефону: +7 (495) 641-27-87.

Онлайн калькулятор «Зеленая карта»

Шаг 1 из 3

Территория действия полиса

Дата начала поездки*

Тип транспортного средства

* Договор страхования не может содержать срок страхования, начинающийся позднее 30 дней с даты выдачи страхового сертификата.

Онлайн калькулятор для расчета

Если вы собираетесь путешествовать на своем автомобиле в другие страны, то Вам необходимо наличие договора страхования «Зеленая карта».

Полис Зеленая карта (Green Card) — это страхование гражданской ответственности в рамках международной системы страхования за причинение вреда жизни и имуществу третьих лиц при эксплуатации автомобиля.

Это обязательное условие для пересечения границы. Договор страхования обеспечивает Вас страховой защитой в случае наступления рисков гражданской ответственности при ДТП на территории 48 стран.

Обратите внимание на то, что «Зелёная Карта» оформляется на транспортное средство, в договоре указывается лишь лицо, которое заключило договор. Это значит, что за рулём может находиться любой человек, имеющий соответствующую категорию прав для управления транспортным средством, что очень удобно. Можно поменяться местами с водителем, если тот устал.

Что такое Зеленая карта?

«Зеленая карта» – это и международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и сертификат, подтверждающий наличие у выезжающего за рубеж владельца транспортного средства страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. Страхование «Зеленая карта» является аналогом страхования по ОСАГО, но действует за рубежом. В случае, если водитель из России станет виновником ДТП за рубежом, страховое возмещение потерпевшему будет произведено по карте российского страховщика, и наоборот, в случае, если иностранный водитель с Зеленой картой стал виновником ДТП на территории РФ, то потерпевшей стороне будет произведено страховое возмещение по иностранной Зеленой карте, признаваемой наравне с российским полисом ОСАГО.

В систему «Зеленая карта» входит 48 стран. С полным списком стран-участниц системы Вы можете ознакомиться здесь.

По решению Генеральной Ассамблеи Совета Бюро Российский Союз Автостраховщиков (РСА) принят в систему со статусом переходного члена «Зеленая карта» с правом начала работы в системе с 1 января 2009 г. С 1 июля 2015 года РСА досрочно принят в полные члены системы «Зеленая карта». Функции российского бюро «Зеленая карта» возложены на РСА.

Обращаем Ваше внимание, что в связи с нестабильной геополитической обстановкой действие международного полиса страхования «Зеленая карта» не распространяется на следующие территории (фактически не находящиеся под контролем местного правительства):

1 июля 2020 года вступило в силу решение Совета Бюро о возможности оформления Зеленых карт не только на бланке зеленого цвета, но и на черно-белом бланке. Согласно принятому решению национальные бюро вправе как сохранить оформление страховых сертификатов на бланках зеленого цвета, так и перейти полностью или частично на выпуск черно-белых. При этом держатели черно-белых сертификатов при выезде и въезде на территории стран международной системы должны иметь их при себе в распечатанном виде

Информация о принятых национальными бюро решениях о переходе на оформление Зеленых карт в черно-белом формате:

Внутренний регламент Совета Бюро (в ред. от 01.01.2021)

Зелёная карта (страхование)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2022 года; проверки требует 1 правка.

У этого термина существуют и другие значения, см. Зелёная карта.

Зелёная карта (англ. ) — международный договор (полис) страхования автогражданской ответственности, а также соглашение о взаимном признании странами-членами Соглашения страхового полиса по страхованию ответственности владельцев средств автотранспорта. Полис «Зеленая карта» необходим для поездок на автомоторном транспорте за рубеж и не является заменой полиса страхования гражданской ответственности автовладельцев при поездках в стране регистрации автомобиля.

В 2006 году штаб-квартира Совета Бюро была перебазирована в Брюссель.

Оставьте комментарий